Удельный – не у дел?
Несмотря на все попытки защитить зелёную зону от посягательств застройщиков, будущее знаменитого парка остаётся туманным
Удельный парк – одно из любимых мест отдыха жителей Приморского и Выборгского районов – не станут использовать в качестве плацдарма для прокладки новой скоростной автомагистрали. Об этом петербургские градозащитники и экологи активно заговорили в середине марта, когда стало известно о включении парка в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Территория попала в него в качестве «объекта культурного наследия регионального значения». Однако, как стало известно «НВ», строительству трассы М7 это вряд ли помешает.
Новый документ закрепляет границы рекреационной зоны. Из бумаг следует, что Удельный парк – это территория, ограниченная Фермским шоссе в районе дома № 21, улицей Аккуратова, а также проспектами Испытателей, Энгельса и Богатырским. Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский считает, что теперь застройщикам (это касается и строителей дороги, и тех, кто хотел бы возвести на территории зелёной зоны элитное жильё) не удастся отрезать у парка землю и использовать под свои нужды.
– После того как объект стал памятником культурного наследия, перед любым строительством на его территории необходимо проводить специальную государственную экспертизу, – рассказал корреспонденту «НВ» заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов. – Вторгнуться на территорию Удельного парка стало гораздо сложнее. В экспертизе должен быть прописан предмет охраны.
По словам Александра Кононова, по данным экспертизы специалисты сразу же смогут сделать выводы, угрожает ли что-то конкретной части парка или нет. А затем в случае необходимости градозащитники оповестят об этом петербуржцев.
– Насколько я знаю, трасса М7 до сих пор значится в городской транспортной схеме, – сообщил Александр Кононов. – Но говорить о том, что она непременно пройдёт по парку, я бы не стал. Во-первых, ещё ничего не решено, а во-вторых, новый статус даёт определённые гарантии сохранения зелёной зоны.
Напомним, скоростная магистраль М7 – один из амбициозных инфраструктурных проектов, который город пытается реализовать аж с 2005 года (тогда трассу внесли в Генплан). По плану она должна пройти от нового моста в створе Таврической и Арсенальной улиц вдоль железнодорожной ветки до Приозёрского или Выборгского шоссе. Ежесуточно дорога должна пропускать через себя 73 тысячи автомобилей. От строительства моста чиновники давно отказались. А вот с новым автобаном вопрос всё никак не решится.
Как сообщил корреспонденту «НВ» источник в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), решение о строительстве магистрали М7 (или же отказе от него) пока отложено. Не последнюю роль в этом вопросе играет недостаток финансирования. Дефицитный бюджет не позволяет реализовать и более важные проекты (например, строительство новых переправ через Неву), а государственно-частное партнёрство (ГЧП) при строительстве столь крупных объектов пока особо не приживается. Впрочем, это совсем не означает, что парковая зона спасена.
Вообще-то решение официально закрепить за Удельным парком охранный статус в комитете по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) приняли ещё 13 февраля (распоряжение №10-53). Но широко объявлять об этом чиновники почему-то не спешили. Как считают некоторые эксперты, причина кроется в том, что даже «охранная грамота» не исключает уничтожения части парковой территории.
– Конечно, это решение значительно улучшает ситуацию, – сказал депутат Законодательного собрания Алексей Ковалёв. – Тот факт, что границы парка официально закреплены, говорит в пользу его защитников. Но сам документ в нынешнем виде не гарантирует Удельному парку безопасность. Практика показывает, что любое вторжение можно рассматривать в качестве «приспособления территории для современного использования».
В качестве примера парламентарий приводит ситуацию в Петергофе, где недавно тоже разгорелся крупный градозащитный скандал. Прямо на территории Английского парка (тоже, кстати, памятника) чиновники решили возвести автомобильную развязку. Объяснение нашли простое – с помощью виадука несколько жилых кварталов соединят с дорогой. При этом ни жители, ни администрация местного муниципального образования не участвовали в общественных слушаниях. Проектирование закончено, сейчас идёт экспертиза проекта, после которой чиновники примут окончательное решение. По словам Алексея Ковалёва, Удельный парк может ждать та же судьба.
– Нужно наконец определиться, какой статус официально придадут Удельному парку, – продолжает Алексей Ковалёв. – Если территория станет считаться памятником, то построить на ней что-либо будет довольно сложно. Но если документ определяет её просто как «достопримечательное место», то режим охраны менее строгий. И здесь возникает вопрос о самом предмете охраны.
Как отметил депутат, есть очень большая вероятность, что часть Удельного парка тоже решат приспособить под «современные нужды», не прописав в документах, что конкретно в нём подлежит охране, а чем в исключительных случаях можно пожертвовать. И тогда у чиновников даже может появиться совершенно логичное объяснение: мол, без дороги в этом самом месте ну никак не обойтись, север города давно задыхается в пробках, пора их ликвидировать. А парками, как известно, у нас официально считаются благоустроенные территории с дорожками, лужайками, аллеями и так далее. Всё остальное – так называемые лесопарки, деревья в которых растут как придётся. Нередко они из себя представляют настоящий бурелом.
К слову, и в Удельном парке таких мест предостаточно. Фактически благоустроенная территория здесь тянется лишь от проспекта Энгельса до железнодорожной ветки, а также в районе Фермского шоссе и по площади значительно уступает такому вот «лесопарку». Есть ещё база футбольного клуба «Зенит», расположенная недалеко от улицы Аккуратова, вокруг которой царит определённый порядок. Если же пройти в глубь парка, зелёные насаждения постепенно теряют свою стройность и превращаются практически в непроходимый лес. Нетрудно догадаться, что такой бурелом чиновники при большом желании враз признают несоответствующим парковому устройству и разрешат на его месте строительство. За последние годы такое уже не раз происходило. Между футбольной тренировочной базой и административным комплексом парка, например, появились жилые дома, а в западной части зелёной зоны вдруг возникли два торгово-развлекательных комплекса, загородившие вход в неё. С начала 2000-х территория Удельного парка сократилась почти на треть – со 151 до 112 гектаров! Правда, до недавнего времени официальных границ у парка как бы не существовало. Но его защитники уверены: при большом желании чиновники сумеют обойти и охранный документ.
По официальной версии, трасса М7 на границы Удельного парка никак не влияет. Как сообщила корреспонденту «НВ» официальный представитель КРТИ Надежда Косицкая, дорога по проекту может пройти в урезе железнодорожной ветки, которая и так не имеет отношения к зелёной зоне. Но эксперты сильно сомневаются в том, что это возможно.
– М7 – это скоростная магистраль, и чтобы пропускать в сутки более 70 тысяч автомобилей в ней должно быть не менее четырёх полос, а скорее всего, – шесть полос, – считает аналитик рынка транспортного строительства Алла Евдокимова. – Даже если проложить дорогу вплотную к железнодорожному полотну, она вряд ли уложится в «урез». Не говоря уж об ущербе, который строительство нанесёт всей экосистеме Удельного парка.
Часть парка уже застроили элитным жильём
Сегодня горожане кормят в парке с рук белок. После строительства трассы М7 такая картина станет невозможна
Экологи подсчитали ущерб
Защитники парка уже подсчитали, сколько деревьев исчезнет с зелёной карты города в результате строительства трассы М7. Как рассказал один из лидеров инициативной группы в защиту Удельного парка Модест Соколов, речь идёт более чем о 4000 деревьев. В основном это берёзы и чёрная ольха, но встречаются и более ценные породы – буки, ясени, дубы, клёны. По мнению активистов, общий ущерб для города составляет около 432 миллионов рублей! В эту сумму вошли затраты на восстановление посадок и газонов, а также кадастровая стоимость земли.
При этом, как рассказал источник в КРТИ, для строительства трассы М7 существует и альтернативный вариант – она может пройти вторым ярусом над Пискарёвским проспектом. Предыдущий глава комитета Борис Мурашов высказывался как раз за такой вариант (он вообще неоднократно подчёркивал, что является ярым сторонником мостов, тоннелей и виадуков). Но и здесь есть проблемы: в непосредственной близости от трассы живут сотни тысяч петербуржцев, и вряд ли им понравится, если к постоянному шуму и так загруженного транспортом в любое время суток Пискарёвского проспекта добавятся ещё и дополнительные 70 тысяч машин в сутки.
Защитники Удельного парка уверены, что окончательную точку в вопросе сохранения зелёной зоны может поставить только новый документ, в котором помимо её границ пропишут и конкретные объекты охраны. В ближайшее время активисты при поддержке ряда депутатов Законодательного собрания намерены обратиться с таким требованиям к городским властям.