Спорт

«Мы же не роботы. Страшно, конечно!»

29 мартa

Заслуженный мастер спорта и чемпион «Дакара-2013» Эдуард Николаев рассказал, почему выбрал автоспорт и что испытывает, когда сидит за рулём летящего грузовика

Эдуард Николаев, пилот команды «КАМАЗ-Мастер», в Петербурге бывает нечасто, в основном зимой. Летом, в белые ночи, некогда – команда в это время вовсю готовится к очередному «Дакару». А вот после соревнований есть время. И второй год подряд Эдуард соглашается принять участие в зимних соревнованиях Quiksilver New Star, которые проходят на горнолыжном курорте Игора. Нет, конечно, пилот грузовика не соревнуется вместе с лыжниками и сноубордистами, но он показывает шоу – полёт на тяжёлой машине, который вызывает неподдельный восторг публики. 

– Аттракцион «Летающий КАМАЗ» сложный?

– Когда всё готово, то нет. Сложно рассчитать траекторию. Выверить скорость, подобрать передачу. И ещё подготовить трассу. Машина тяжёлая, весит 9 тонн. Чуть что – проваливается в снег, начинает буксовать. К тому же мы выступаем на летней резине. Ребята готовили трассу ночью. Работали больше недели. Мы всё время были рядом, следили, чтобы трасса стала ледяной, максимально жёсткой. Воды было вылито много. 

– Как же на летней резине – и на льду? 

– Это лучше, чем проваливаться в снег. 

– Сколько совершили предварительных прыжков? Удачно?

– Раз восемь прыгнули. Удачно, раз я с вами сейчас разговариваю (смеётся).

– С какой скоростью вы начинаете полёт? 

– Семьдесят километров в час. 

– Неужели этого достаточно, чтобы девятитонная машина перелетела тринадцать метров?

– Достаточно.

– Не страшно?

– Мы же не роботы, мы люди. Страшно, конечно! Но мы профессиональные спортсмены, готовимся серьёзно, не с бухты-барахты же прыгаем. И предупреждаем – не надо пытаться повторять…

– Здорово различаются КАМАЗы, на которых перевозят грузы, и те, на которых вы покоряете Дакар?

– Конечно. Это спортивная машина, а та – серийная, сошедшая с конвейера. Заводская команда «КАМАЗ-Мастер» – это большой коллектив профессионалов, который готовит машину к ралли и помогает нам делать рекорды. Мы все из города Набережные Челны. И я, и все наши ребята, мои земляки, – все начинали с картинга, которым увлекаются мальчишки в нашем городе. 

– Но вы рассказывали, что сначала занимались гимнастикой?

– Занимался, пока не увлёкся машинами. А потом отец взял меня на соревнования по картингу – я был в восторге.

– Подождите, ваш отец – Валентин Николаев, семикратный чемпион России по автокроссу. Всё понятно...

– Да, мне было с кого брать пример и у кого учиться. И именно отец привил мне любовь к машинам. Я отдал гимнастике восемь лет, но в один прекрасный день понял, что автоспорт – это моё. Я стал много времени проводить в картинг-клубе. Мне дали ржавую раму, и я своими руками стал доводить её до ума… Так что гимнастику пришлось оставить. Родители меня поняли, они не заставляли меня делать то, что мне неинтересно, а наоборот, всегда поддерживали. И сейчас, когда я стал участвовать в ралли «Дакар» – сначала механиком, потом пилотом, – отец рядом. Он в группе поддержки. И продолжает помогать мне. 

– Вы самый молодой пилот прославленной команды из Набережных Челнов. Во сколько лет вы сели за руль КАМАЗа?

– В двадцать один. Сначала я совмещал два кресла – на чемпионаты России ездил пилотом, а на мировые соревнования и на ралли «Дакар» – механиком с Ильгизаром Мардеевым и Владимиром Чагиным, семикратным победителем ралли, которого называют «царь пустыни».

– В «Дакаре-2013» все три призовых места в классе грузовиков заняли наши ребята на КАМАЗах. Оставили позади Iveco, Tatra, DAF, MAN… Экипаж пилота Эдуарда Николаева, штурмана Сергея Савостина и механика Владимира Рыбакова взял золото. И это здорово!

– Ну да... У нас не делают ставку на определённого пилота. Командная тактика: все работают на того, кто вырывается в лидеры. Из трёх экипажей, участников ралли, нам повезло больше. 

– Из двух недель сложнейшего ралли вспоминаются какие-то отчаянные дни?

– Были такие, конечно были. И поломки, и разочарования. Но работа проделана огромная, и ребята все наши – настоящие бойцы. Поэтому мы и взяли весь пьедестал. Очень трудно было удержать лидирующую позицию. Это марафон, а не спринт. Две недели борьбы. Ты не знаешь, что будет завтра, послезавтра. И победа зависит не только от мастерства вождения, а в такой же степени и от экипажа, и ещё больше – от технической подготовки автомобиля. И от везения. Однажды мы никак не могли найти точку в пустыне. Вроде бы по картам всё правильно, а точку сразу не увидели. Полчаса рыскали во всех направлениях, пока не нашли. Была серьёзная авария. На одном из этапов ехали с большой скоростью. И внезапно на пути – канава, глубиной где-то метра три, которую пришлось перелетать. К сожалению, не долетели. Чуть-чуть. Одно колесо провалилось, и оторвались амортизаторы – и спереди, и сзади. Пришлось 100 километров ехать без амортизаторов. Это было очень нелегко и непросто. Машина шла враскачку, на пружине. 

– Ужас. На бездорожье-то…

– Ничего, преодолели. На том этапе мы, конечно, лидерство потеряли, пришли пятыми или шестыми, но в общем зачёте всё равно были первыми.

– Канаву перелетали – так, как на Игоре?

– Ну нет. Яма была огромная. И трамплина не было. Здесь-то трамплин, который позволяет машине взлететь, а там мы прыгали с плоскости. Не было толчка. Но самое главное, мы не сбросили газ. Не остановились. Даже не могу себе представить, что было бы, если бы я затормозил.

– Значит, ваш девиз в жизни – не тормозить?

– Нет, почему же… Не останавливаться, так вернее…

Беседовала Эльвира Дажунц
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь