Юрий Назаров: «Хотел стать моряком, но почему-то стал актёром»
Народный артист России говорит, что сегодня его беспокоят не роли в кино, а то, как остаться человеком
За его спиной – созданные образы в двух с лишним сотнях фильмов. Кого бы ни сыграл Юрий Назаров – белого офицера, офицера НКВД, красного комиссара, великого князя, старого солдата, влюблённого мужчину, священника, отца, мужа, деда, – это всегда очень достоверные характеры. Сам же он в чём-то наивный, в чём-то по-мужицки практичный, а в общем добрый и широкий русский человек.
– Юрий Владимирович, самые яркие годы советского кинематографа прошли на ваших глазах и при вашем непосредственном участии. Что сегодня не так снимают режиссёры, чего не хватает отечественному кино?
– Скажу вам: всё не так снимают! Я уверен, искусства без идеологии быть не может. Мы нашу советскую идеологию зачем-то отвергли – а там не всё было плохо, уверяю вас. К демократии же мы не пришли. Как в народе говорят, «от ворон отстали, к павам не пристали». Многие картины – взять хотя бы сериал «Штрафбат» – грешат неправдой, искажением истории. Зачем? Мы должны сегодня бить в набат по поводу того, что поколения не то что 20-летних, но даже 35-летних с трудом называют героев отечественной истории, не знают, кто такой Суворов, Кутузов, кто, в конце концов, Ленин, Сталин, какую роль они сыграли в истории. Я не понимаю, почему Церковь канонизировала царя Николая II, но при этом мы забыли юных подпольщиков «Молодой гвардии», которые погибали за свою родину, не знаем, что подвиг Александра Матросова в Великую Отечественную войну повторили по меньшей мере четыре сотни человек…
– Не все личности, которых вы назвали, могут быть авторитетными для сегодняшних поколений…
– А это потому, что истории не знают! И вдумываться не хотят. Россия может гордиться своей великой культурой, своим искусством. Наша история очень сложна и трагична, но она великая! Помню ещё с 1945 года, когда девятилетним пацаном прочёл про Куликовскую битву, как «соколы на журавлиную стаю двинулись русские на татар», я испытал такую гордость за то, что я русский. Русский – значит герой. А потом, когда прочёл «Дубровского», и «Капитанскую дочку», и «Тараса Бульбу», я ощутил, какие же великие героические силы таятся в наших людях. Да, темнота и невежество на Руси соседствовали с благородством и талантом. Эти трагические парадоксы истории прекрасно отразил Андрей Тарковский в своём фильме «Андрей Рублёв», где мне довелось сниматься (Юрий Назаров сыграл в этой картине две роли – Великого князя и Малого князя. – Прим. авт.). Страшные испытания обрушились на людей – и зависть, и темнота, и дикость. Но всё же к свету этот фильм выводил. И ты невольно испытывал чувство гордости за своё Отечество. Зато сегодня мы договорились до того, что Пушкин себя изжил. А ведь у Александра Сергеевича можно найти много точных ответов на животрепещущие вопросы современности.
– Часто ли приходится отказываться от ролей, потому что они вас идеологически не устраивают?
– Бывает такое. Как-то мне предложили сыграть русского генерала, который высаживается на берег Америки с целью захвата территорий. Какое-то цунами наши военные насылают на США. Была идея подать нашу страну как империю зла. Чушь, бред. Я, конечно, отказался. Я стараюсь выполнять завет моего учителя Сергея Аполлинарьевича Герасимова: он говорил, что при всей свободе мы не должны опускаться до антисоветчины и порнографии.
– Тем не менее вы сыграли в первом советском «порнографическом» (возьмём это слово в кавычки) фильме «Маленькая Вера».
– Сыграл. Но это не порнографический фильм, там всего лишь одна, скажем так, постельная сцена, и она как иллюстрация к жизни, которую ведут люди в провинциальном промышленном городе. Моя знакомая, посмотрев фильм, за чернухой, которую фильм вскрывает, самый откровенный момент как раз и пропустила! Кто-то претензии предъявлял посерьёзнее – обещали восемь интимных сцен, а показали только одну (улыбается). «Маленькая Вера» – это социальный фильм, довольно, кстати, хитрый и не совсем патриотический. Торчат заводские трубы: мол, вот убили они этого маленького человека – отца Веры, которого я играю. Сердце не выдержало. Но эти заводы и давали возможность жить людям, благодаря им мы экономику – нашу и Европы – подняли. Фильм неоднозначный. Но люди на творческих вечерах тем не менее часто подходили, говорили, что я там очень достоверно сыграл.
– А какой фильм для вас является самым важным, так сказать основополагающим? «Андрей Рублёв»?
– Я считал и считаю Тарковского гениальным режиссёром, и «Андрей Рублёв» – достойнейшая картина. Потом я у него и в «Зеркале» снялся. Но всё-таки есть картины, где гораздо больше моего нутра. Вот «Встречи на рассвете», фильм конца 1960-х. Сыграл там сельского донжуана, пастуха, который «огулял» всех доярок. Наверное, мне удалось чем-то таким жизненным наполнить характер – Павел Луспекаев, посмотрев картину, сказал очень одобрительные слова. Я не знаю, насколько вышел сильным фильм Юрия Егорова «За облаками – небо», фильму уже дай бог 40 лет, но там одна из любимейших моих ролей.
Неважно, что съёмки длились всего один день. Я играл советского лётчика, которого сбили на самолёте во время Великой Отечественной. Без ног он возвращается с войны и не решается приехать домой, только деньги жене высылает – её играла Лариса Малеванная. Меня увлекают роли, где герою приходится преодолевать обстоятельства жизни, где есть испытание, очищение. В картине «В лазоревой степи» по рассказам Михаила Шолохова я сыграл одного из трёх братьев-казаков. Мой персонаж – белый казак. Режиссёр Валерий Ланской был удивлён, что он не как последняя сволочь братьев своих сдавал, а с мучениями, с тяжестью на душе – любил их, но должен был выполнить воинскую присягу.
– Насколько важно и нужно для артиста при создании роли испытывать реальные чувства – влюбиться, например? Или возненавидеть всерьёз?
– Чего только не случается на съёмках. И влюбляются. И по-настоящему целуются, особенно если этого режиссёр просит. Но не всегда реально испытываемые чувства передаются зрителям. Было так, что я одну актрису по роли целовал не слишком уж страстно, она даже обиделась. Критики, наоборот, написали, что для героя всё было по-настоящему, а вот для героини картины капитан Новиков был лишь забавой. Я думаю, профессионал всегда отделяет жизнь от роли. И физические удары, которые наносят персонажи, должны быть достоверными, но не такими, чтобы потом кровь хлестала и человек сгибался в три погибели. В «Маленькой Вере» Наталья Негода била парня, уходящего в моряки, по-настоящему. А не надо бы, достоверности можно добиться и другим путём. Этому нас в Щепкинском училище учил Аркадий Борисович Немировский, про которого говорили, что он лучший фехтовальщик среди артистов и лучший артист среди фехтовальщиков.
– Вы говорите о ваших любимых картинах из довольно далёкого прошлого. А что же сейчас – нынешние фильмы не радуют?
– Я продолжаю сниматься, это мой хлеб, я актёр. Ничего другого делать не могу. При всём моем деревенском воспитании я и по дому ничего делать не умею – разве что гвоздь вобью. Я был рад поработать в сериале «Юнкера» по купринской прозе – патриотическая вещь, о защитниках Отечества. Но могу признаться в том, что сегодня меня больше заботят не мои роли в кино, а то, как остаться человеком, помнить добро, которое тебе сделали. Как я могу забыть поступок Инны Макаровой, которая очень помогла через своего мужа, знаменитого пульмонолога Михаила Перельмана, – он спас мою дочь, которая заболела туберкулёзом?! Я звоню Инне Владимировне: «Спасибо, солнышко, век обязан буду». А она: «Чего?» Уже забыла! Сотворила добро – и забыла. Вот так и надо жить. Сделал добро – и забудь. Оно к тебе вернётся.
– Вы прекрасно исполняете песни под гитару. Какие песни вы пели 40 лет назад, 20 лет назад и какие – сейчас?
– А всё те же. Героические, патриотические – про войну, про моряков, про Родину. Я же дитя войны. Родители – инженеры-теплоэнергетики – уходили на завод, и я сидел дома наедине с репродуктором, слушал песни. Это всё во мне и осталось. В юности я очень хотел стать моряком. Но почему-то стал артистом.
досье «нв»
Юрий Назаров родился в Новосибирске в 1937 году. Окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Работал в Театре-студии киноактёра. Широко известны его роли в фильмах: «Испытание верности», «Горячий снег», «Адъютант его превосходительства», «Андрей Рублёв», «Даурия», «Освобождение», «Отец Сергий», «Поворот», «Кавказский пленник», «Зеркало», «С любимыми не расставайтесь», «Демидовы», «Апостол», «На ощупь».
Беседовала Елена Добрякова. Фото автора