Идёт охота… на людей?
Неизвестные хулиганы обстреляли из мощной пневматической винтовки окна жилого дома в комплексе «Северная долина». Полицию этот случай не заинтересовал
В понедельник утром неизвестные обстреляли из пневматического оружия окна холла и две двери на балконе 22-го этажа дома № 25, корпус 1, по улице Михаила Дудина (здание входит в комплекс «Северная долина»). На пробитые пулями стёкла обратил внимание начальник фотослужбы «НВ» Андрей Чепакин. Весь день он потратил на то, чтобы добиться от правоохранительных органов начала расследования. Но полицейские почему-то не горели желанием искать хулиганов. Между тем во дворе жилого комплекса, как раз на линии огня, находится детский сад, десятки малышей из которого каждый день играют на открытых площадках. И как знать, не захотят ли неизвестные хулиганы, оставшиеся безнаказанными, устроить стрельбу по живым мишеням?
Расположение обстрелянного участка дома слишком необычно, чтобы говорить о случайном уличном хулиганстве: следы выстрелов найдены аж на 22-м этаже – очень высоко для случайных пуль. К тому же их там оказалось очень много – практически полностью изрешечены двери, ведущие с общего балкона на чёрную лестницу и к лифту, а также большое панорамное окно, отделяющее балкон от лифтового холла. Хорошо ещё, что стёкла армированные (усиленные тонкими металлическими нитями), иначе всё пространство вокруг было бы усеяно осколками.
– Я обратился в управляющую компанию, которая обслуживает дом, – рассказал Андрей Чепакин. – Там предложили позвонить в ближайшее отделение полиции, чтобы стражи порядка установили виновника и привлекли его к ответственности.
Но дозвониться по указанным телефонам в дежурную часть 49-го отдела полиции, эксперты которого должны разобраться в ситуации, начальник фотослужбы «НВ» в течение полутора-двух часов не смог – на соседнем конце провода лишь раздавались длинные гудки. В конце концов журналист дозвонился до паспортного стола 49-го отдела, сотрудники которого, как выяснилось, не имеют ни малейшего понятия о том, как найти дежурного и сообщить ему о произошедшем. Реально действующий номер удалось получить лишь от старшего оперативного дежурного УМВД по Выборгскому району Вячеслава Юкина.
– По этому телефону мне удалось пообщаться с человеком, который представился дежурным по 49-му отделу полиции Максимом Прохоренко, – продолжает Андрей Чепакин. – В очередной раз за день я рассказал об обстреле, на что получил удивительный ответ: «А вы видели, что на самом деле кто-то стрелял? Если нет, то почему в этом уверены?» Иными словами, собеседник дал понять, что никакого расследования можно не ждать. Чуть позже, правда, трубку взяла женщина (она представилась сотрудницей 49-го отдела Людмилой Покорняк), которая меня начала успокаивать и заверила, что уже связалась с УК и договорилась о замене повреждённых стёкол, а по поводу всего остального, мол, не волнуйтесь – пока ведь никого не убили и не покалечили...
На вопрос о том, зачем сразу же менять стёкла, которые являются уликой и по которым можно легко вычислить, откуда велась стрельба, начальник фотослужбы «НВ» ответа не получил. Более того, на место, похоже, даже и не думали приезжать оперативники.
– Раз заявка была, значит, кто-то выезжал, – сообщили вчера в дежурной части 49-го отдела полиции, после чего предложили подождать, чтобы узнать, кто конкретно, и… повесили трубку.
Впрочем, жильцы квартир, расположенных на обстрелянном этаже, никаких следственных действий не заметили. По всей видимости, оперативники тут не появлялись.
Между тем вычислить стрелка для специалиста не представляет никакой сложности. Как рассказал корреспонденту «НВ» опытный сотрудник спецподразделений, пожелавший скрыть своё имя, место, откуда велась стрельба по парадной, легко определяется с помощью самой простой трассологической экспертизы.
– Тут достаточно школьных знаний по геометрии – проводим воображаемую черту от точки входа пули до ближайшего здания и получаем точку, с которой вёлся огонь, – говорит эксперт. – Этим должен заниматься участковый инспектор, ему не составит труда определить, какие квартиры попадают в зону возможной стрельбы. А дальше – уже дело техники выяснить, кто конкретно стрелял. По опыту могу сказать, что чаще всего такие действия характерны для молодых людей в возрасте 16–21 года, которые таким образом развлекаются в состоянии подпития. Значит, нужно искать, в каких квартирах проживает такой контингент. Подобные вещи нельзя оставлять безнаказанными. Сегодня стёкла побили, а завтра и в детей могут палить начать! Этого нельзя допустить.
По мнению спецназовца, довольно высокая кучность стрельбы говорит о том, что использовалось длинноствольное оружие достаточно высокой мощности. Скорее всего – газобаллонная пневматическая винтовка (вероятнее всего – одна из моделей известной американской фирмы «Кросман»). Можно предположить, что пользовался ею не самый бедный человек – такие «игрушки» стоят не меньше 9–10 тысяч рублей. Как отметил собеседник «НВ», подобное оружие легко пробивает стеклопакет с расстояния в 120–150 метров. А если дальность стрельбы сократить вдвое, то может серьёзно пострадать и человек.
Источник «НВ» в УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области тоже считает, что речь в данном случае идёт о весьма мощном оружии, опасном для прохожих.
– Это не простой пневматический пистолет, который представляет опасность только на близком расстоянии, – считает оперативник. – Из такой винтовки с 50–70 метров легко можно выбить человеку глаз – это не шутки! А есть и более мощные модели – пружинные или помповые. На такие даже оптические прицелы ставят, с ними охотиться на некрупного зверя можно. А продаются они свободно, кто угодно купить может.
Как рассказал эксперт, стрельбу могли затеять так называемые кроухантеры (представители этого неофициального движения отстреливают и утилизируют ворон) или любители игры в страйкбол (более жёсткая и травматичная версия пейнтбола).
Владимир Афанасьев