Ужель та самая Джоконда?!
Архангельский фотохудожник уверен, что разгадал загадку «Моны Лизы»
Первый портрет Джоконды находится в России, а сама она была очень популярной натурщицей своего времени, позировавшей для многих известных живописцев. В этом уверен архангельский фотохудожник Николай Чесноков, который заявляет, что раскрыл тайну личности и жизни женщины, изображённой на самой знаменитой картине мира.
Николай Чесноков – один из известнейших в Архангельске фотографов, но его увлечение главным шедевром Леонардо да Винчи лишь недавно стало достоянием общественности. В 2012 году вышла его книга – историческое расследование «Джоконда. Тайна гения и куртизанки», которая уже наделала немало шума как в России, так и в Европе. Особенно, конечно, в Италии, на родине её главной героини. А началось это увлечение у Чеснокова ещё в школе, более тридцати лет назад. Тогда ему, фактически ребёнку, попала в руки книга, посвящённая Леонардо. Юный читатель обратился к библиотекарю с дерзкой просьбой подарить ему эту книгу. И к своему удивлению, желанный подарок получил! С тех пор эта советская книжка «Леонардо да Винчи» Дитякина, изданная в 1959 году, стала талисманом Чеснокова в долгом пути к разгадке тайны «Моны Лизы». Он уверен, что «подлинная история реальной Джоконды куда интереснее и таинственнее, чем считают искусствоведы», а сама она – дочь нарушившего обет безбрачия доминиканского монаха.
– Это первый существующий портрет Лизы Джоконды, и он находится у нас, в Государственном Эрмитаже! – Чесноков показывает репродукцию довольно известного полотна «Флора» (или «Коломбина»), которое сегодня приписывают итальянскому художнику Франческо Мельци. – Этот портрет Леонардо писал на вилле Мельци на берегу реки Адды в 1506 году, но, как часто с ним бывало, не докончив портрет, приступил к другой картине «Леда и лебедь», где ему также, но уже обнажённой, позировала куртизанка Джоконда. Ученик Мельци заканчивал «Флору» уже после смерти Леонардо в 1519 году. В середине XIX века картину на деньги императора купили для Эрмитажа. Вообще же сегодня в знаменитом петербургском музее есть три портрета одной и той же женщины, которая изображена на картине «Джоконда»: «Флора», «Донна Нуда», или «Парижская Джоконда», работа Андреа Саларио, и «Юдифь» Джорджоне!
Исследуя «Флору», Чесноков даже встречался в Италии с современным потомком ученика Леонардо – герцогом Бениньо Мельци д’Эрилл и, более того, нашёл на территории старинной виллы Мельци (в которой несколько лет жил да Винчи), возможно, ту самую пещеру, на фоне которой писалась петербургская «Джоконда».
Ещё более интересной является история появления самой картины «Мона Лиза», хранящейся ныне в Лувре. Её заказчиком в мае 1514-го стал командующий папскими войсками Джулиано Медичи Великолепный, причём модель, как он требовал, на картине должна была быть изображена обнажённой. Писалась картина на верхней террасе Бельведера – летнего папского дворца, где Леонардо давал мастер-класс своим ученикам, как рисовать обнажённое женское тело. Вот почему многие современные музеи мира имеют подобные ученические произведения.
Ниже террасы строился папский дворец, но Леонардо не захотел, чтобы фоном портрета стала стройка, и изобразил одухотворённый пейзаж. Но 1 июля 1515-го случилось несчастье – умер Джованни Джокондо. Потеряв отца и друга, Лиза и Леонардо не в состоянии были продолжать столь фривольный мотив, и великий живописец самостоятельно принимает решение «одеть» уже нарисованную женщину – так появились всем известные сегодня складки тёмного траурного платья. Для того чтобы хоть немного развеселить модель, на помощь были вызваны любимые музыканты папского оркестра. Поэтому улыбка Джоконды – первая после перенесённой утраты. Позже Леонардо философски осмыслил её: как недалеко отстоят друг от друга улыбка и слёзы! Их разделяет движение всего одной мышцы лица! А в одной улыбке оказывается отражена вся судьба.
Изображённый же на картине мост, как считает Николай Чесноков, – ключ, оставленный да Винчи, сообщающий потомкам, что модель – дочь известного мостостроителя своего времени, возводившего и проектировавшего мосты в Париже, Риме, Вероне, Тревизо и Венеции.
Презентация книги Чеснокова прошла в Италии. Версия архангельского фотографа имела успех у итальянской прессы – кто-то даже заявил: «Мы и не сомневались, что разгадка тайны Джоконды придёт из России!» Сегодня даже существуют задумка снять по книге фильм. На вопрос, можно ли с помощью современных средств фотографии сделать столь же сильный по степени воздействия портрет, фотограф Чесноков отвечает: такая попытка, скорее всего, будет неудачной, а техника до сих пор не всесильна.
– Это плоскость духовная, человеческая, и настолько тонкая, что не является плодом какого-то технического приёма. Это тайна, магия! – уверен он.
О жизни Лизы Джоконды периода «после Леонардо» Николай Чесноков рассказывает, что, по имеющимся у него сведениям, она переехала во Францию, где стала фавориткой короля Франциска I, однако после того, как родила от него мальчика, вынуждена была покинуть Париж и вернулась в Италию. Но это уже тема для новой книги, для продолжения работы над которой автор давно, но безуспешно пытается поработать в архивах Эрмитажа.
– В Эрмитаже находится так называемый «Кодекс Джокондо» – три альбома, содержащих 1048 рисунков Джокондо, около 1200 листов. Они до сих пор не исследованы, – сетует фотограф. – Я уже несколько раз писал письма Михаилу Пиотровскому с просьбой получить доступ и поработать с этим материалом. Но не получил никакого ответа. Удивительно, в связи с моей работой я находился в переписке с министром культуры Ватикана, кардиналом Равази, десятками специалистов в Италии, Королевской библиотекой Великобритании. В России же ситуация иная. И это при том, что цель моей работы – это прежде всего вернуть зрителю неизвестный шедевр Леонардо, русскую Джоконду!
Есть у Николая Чеснокова ещё одна, совсем не личная просьба:
– Давно назрела необходимость провести беспристрастную экспертизу картины «Флора»/«Коломбина», в частности современное тщательное физико-химическое изучение этого полотна. Только надо не забывать, что в конце XIX века были сделаны четыре неудачные реставрации этой картины, после чего маститые эксперты сделали заключение, больше похожее на «смертный приговор» российской Джоконде. Надо вернуть зрителю первый портрет Джоконды, это удивительное произведение, которого касалась рука великого Леонардо!
Разгадать её пытались многие
Сохранилось единственное свидетельство о создании самого известного живописного полотна в мире, размеры которого составляют всего 77 на 53 сантиметра. Принадлежит оно современнику и биографу Леонардо – Джорджо Вазари. С оговоркой, что, когда самый загадочный в истории гений покинул этот мир, его будущему историографу было лишь восемь лет.
«…Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырёх лет, оставил его незавершённым. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от неё меланхолию и поддерживали весёлость. Потому улыбка её столь приятна».
Однако то, что на картине именно жена купца Джокондо, уже давно ставилось под сомнение. Вопросы вызывала, например, траурная одежда загадочной модели (известно, что Франческо Джокондо прожил длинную жизнь). В первой половине ХХ века искусствоведы предположили, что на картине изображена герцогиня Констанция д’Авалос – любовница брата папы Льва Х Джулиано Медичи, или же Лиза Джерардини, дочь торговца шёлком из Флоренции. В 1957 году итальянец Карло Педретти предположил, что на картине – другая любовница Медичи, Пачифика Брандано. Согласно ещё одной версии, картина представляет из себя автопортрет Леонардо и явный намёк на его гомосексуальность. Фрейд считал, что улыбка Джоконды – это улыбка матери Леонардо. Сегодня в мире известно около 200 профессиональных копий картины, само её существование положило начало целой школе живописи и вдохновляло таких мастеров, как Рафаэль, Энгр, Давид, Коро.
Всё упирается в зрение
По мнению профессора из Гарварда Маргарет Ливингстон, эффект «мерцающей» улыбки Моны Лизы, уже много веков притягивающей к себе взгляды миллионов людей, объясняется особенностями человеческого зрения, о которых прекрасно знал мистик и естествоиспытатель Леонардо. Исследовательница приметила, что улыбка Джоконды очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы модели, а на другие детали её лица. Иллюзия же исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию. Особенности зрения таковы, что прямой взгляд хорошо воспринимает детали и гораздо хуже – тени.
– Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением, – считает профессор Ливингстон.
версия
Джоконда. Краткая биография
Версия, к которой пришёл после долгих исследований в России и за рубежом Николай Чесноков, поражает своей стройностью и логичностью, что, по его мнению, и является главным доказательством её истинности. Итак, Мона Лиза – дочь нарушившего обет безбрачия монаха Джованни Джокондо. Таким образом, название картины – это её фамилия. Её отец был знаменитейшим в эпоху Ренессанса архитектором, военным инженером, филологом, знатоком древних языков, ботаником, издателем, археологом, мостостроителем и литератором. То есть личностью, по масштабу и интеллекту сопоставимой с Леонардо, что их и сблизило. Именно монах Джокондо, уверен Чесноков, является подлинным автором загадочного и культового романа «Гипнеротомахия Полифила» (1499 год) – литературного и полиграфического шедевра своего времени, оригинальное издание которого сегодня бьёт рекорды на известных аукционах своей ценой. Это роман-исповедь, роман-покаяние, в котором Джованни рассказал о поиске своей любви, трагической смерти в родах любимой и счастливом рождении младенца, которое по вине обстоятельств скрывали. Монах объяснял окружающим, что постоянно сопровождавшая его девочка – «племянница умершей в родах сестры», что он дал перед Богом обет «вырастить, поставить девочку на ноги...». Это и была Лиза Джоконда. Она появилась на свет не во Флоренции, как считают большинство современных исследователей, а в пригородах Неаполя в конце 1489 года, её мать умерла при родах. Самое удивительное, что в иллюстрациях романа, выполненных автором, запечатлён и момент рождения будущей натурщицы Леонардо, и смерти её матери. Монаху-архитектору, часто выполнявшему поручения французских королей, не удавалось должным образом воспитывать дочь. В отсутствие родительской опеки за воспитание взялись придворные дамы. Так молодая Джоконда стала куртизанкой при французском дворе. Были у неё любовные отношения и с Леонардо, который познакомился с её отцом в 1506–1507 годах и стал близким другом семьи. Причём этот роман, видимо, был очень важен для самого художника, который не расставался с портретом Лизы во всех своих путешествиях.
С 1506 по 1519 год Джоконда стала очень востребованной живописной моделью, которую кроме Леонардо рисовали многие итальянские художники. Самым известным среди них был венецианец Джорджоне, который с Моны Лизы написал два своих шедевра – «Юдифь» (тоже находится в Эрмитаже) и «Спящая Венера» (галерея Дрездена). Ещё одна его работа с Джокондой – фреска в Венеции на Кампо Сан-Поло – не сохранилась. Существует также два портрета Лизы кисти миланского художника и литератора Паоло Ломаццо. Один из них находится в России, второй – во Франции.
Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области. Фото Николая Чеснокова