Наша космозависимость – доказанный факт
Расхожее мнение утверждает, будто от земной и космической погоды зависят только люди с ослабленным здоровьем, так называемые метеозависимые. На самом деле это не так. Воздействие Земли и Космоса имеет для человека гораздо большее значение, чем мы это себе представляем. Вот самый недавний пример: трагическая авария под Вологдой, в которой погибли люди, в том числе дети, была в тот день далеко не единственным крупным ДТП. Аварий, увы, было много. А ведь в тот день отмечались существенные колебания параметров солнечной активности. И статистика показывает, что это вовсе не случайное совпадение.
Отечественная наука всегда занимала передовые позиции в изучении взаимосвязи физического мира и физиологии человека. О влиянии солнечной активности на процессы, происходящие на Земле, говорил на рубеже 1920-х годов Александр Чижевский, развивавший идеи профессора Санкт-Петербургского университета Владимира Вернадского. Я заинтересовался этой темой ещё во время учёбы в Военно-медицинской академии и в процессе дальнейших занятий клинической медициной и кардиологией убедился, что идеи Вернадского и Чижевского верны. Благодаря достижениям современной техники, и в частности космическим аппаратам, появилась возможность их развивать и конкретизировать.
В самое последнее время появились научные данные, напрямую подтверждающие взаимосвязь земной и космической погоды. Специальная американская служба имеет глобальную сеть, в которую входят 11 подземных станций, считывающих данные в разных точках планеты, чтобы получить объективные параметры воздействия. Американская администрация по контролю атмосферы и океанов размещает эти данные в открытом доступе.
Уже доказано, что такие болезни, как инфаркт миокарда, гипертонический криз, острые психические расстройства, тесно связаны с колебаниями солнечной активности и теми вторичными изменениями, которые происходят в геомагнитном поле нашей планеты. В зависимости от этих факторов меняется и число больных людей, поступающих в стационары.
Эффект лечения, назначаемого пациентам, тоже может зависеть от условий окружающей среды. В Институте экспериментальной медицины в лаборатории академика РАМН Генриха Сафронова мы проводим такие исследования. Наш новый метод анализа – Санкт-Петербургская регенеративная пирамида – позволяет определить уровень метеочувствительности человека.
…Учёных частенько упрекают за то, что они не умеют и не хотят продавать (в хорошем смысле слова) свои разработки. Но мы, к сожалению, зачастую не умеем и популяризировать те научные знания, которые нам удалось получить. В частности, необходимо популяризировать научные данные о воздействии космической погоды на человека. И в первую очередь делать это нужно среди профессионалов – медицинских работников, сотрудников МЧС и других специалистов, которые непосредственно связаны со здоровьем людей. Эти специалисты могут использовать прогноз космической погоды для предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Чтобы обратить внимание на эту проблему, мы делали доклады на различных научных форумах, в учреждениях Министерства по чрезвычайным ситуациям, медицинских коллективах, но убедились – для образования профессионалов в этой области необходимы дополнительные усилия.
И медицинское сообщество, на мой взгляд, ещё недостаточно готово, чтобы учитывать в своей работе параметры космической погоды. Соответствующие знания должны даваться в процессе обучения медицинских работников. Сегодня наука не сомневается: используя прогностические показатели такой погоды, можно более точно предсказывать самочувствие пациентов, вычислять объём работы медицинского персонала, оценивать эффективность лекарственной терапии тех или иных заболеваний.
Анатолий Жирков, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный врач РФ