В зените славы
Вратарь Вячеслав Малафеев совершил невозможное и вывел свою команду в полуфинал Кубка России
Удивительное дело, но вечером среды самое интересное на «Петровском» происходило не на поле, а вокруг него. Увиденное немедленно накладывалось на то, что раньше было только услышано, и складывалось в очень стройную картину мира. Футбольного мира, конечно.
Как-то один из зенитовских вратарей говорил мне, что мнение, будто голкипер нервничает перед пенальти, – миф, придуманный далёкими от футбола и вратарского амплуа людьми. Ведь никто не бросает гнилые помидоры во вратаря, пропустившего одиннадцатиметровый. А вот если пенальти отбит – такого голкипера превозносят до небес и считают его чуть ли не полубогом.
Когда прозвучал финальный свисток, сообщивший об окончании дополнительного времени, команды начали готовиться к серии пенальти. Кубанцы почти полным составом бросились к скамейкам запасных. Пока Леонид Кучук что-то втолковывал своим подопечным, его помощники пытались накинуть на плечи футболистов пледы – к вечеру сильно похолодало. Пледы сползали, падали на газон, их торопливо поднимали и снова водружали на игроков, похоже не замечавших в этот момент ни холода, ни суетящихся вокруг людей.
Зенитовцы на фоне соперника выглядели спокойными и даже уверенными в себе. Впечатление было такое, что не только список пенальтистов, но и даже порядок их подхода к точке был оговорён и утверждён заранее. Они тоже укутались в пледы (потом, выстроившись цепочкой в центре поля и обнявшись, они будут заботливо поправлять соскальзывающую ткань на товарищах) и что-то спокойно обсуждали у бровки. Славы Малафеева с ними не было.
Он разминался в стороне от команды, потом о чём-то недолго поговорил с Михаилом Бирюковым. После матча Михаил Юрьевич на мой вопрос, о чём шла речь, улыбнулся и секрет открывать отказался. Оставшись один, Слава, как показалось, полностью ушёл в себя. Он не слышал болельщиков, скандировавших его имя как магическое заклинание, он не видел никого вокруг – только ворота, только мяч. В этот момент он сам стал волшебником. Золотой рыбкой, исполнившей три желания зенитовцев и их поклонников.
Уже первый его сейв мог принести
команде победу, но тут к одиннадцатиметровой отметке подошёл Виктор Файзулин и запустил мяч мимо ворот. С трибуны лица Виктора не разглядеть, но судя по тому, как бросился к нему Мигель Данни, как стал пожимать руку и укутывать пледом, – лицо это было огорчённым.
А Малафеев, подходивший к воротам без тени эмоций на лице, такой же погружённый в себя, взял и «потащил» ещё один пенальти. Оказалось, бог любит троицу – мяч, пущенный в ворота Игорем Денисовым, расплющился от штанги и вернулся в поле. И в третий раз пришлось Славе доказывать, что он большой спец по 11-метровым, особенно когда на кону стоит результат всего матча. А подходивший к точке последним Сергей Семак не промахнулся. И вот тогда Слава позволил себе эмоции. Тем более что вся команда бросилась к вратарю с радостными поздравлениями.
Позже, пообщавшись с журналистами, Слава медленно и немного устало шёл к своей машине, где его уже ждала «глубоко беременная» супруга Катя (у Малафеевых вот-вот на свет появится мальчик). Она обнимала мужа и, смеясь, сетовала на саму себя, что не приготовила фанфары для победителя.
– Герой, настоящий герой, – убеждал её Сергей Колесников, массажист «Зенита».
И в этот момент мне вспомнились слова самого Славы, когда он рассказывал о том, почему перед матчем никогда не входит в штрафную, пока на ней находится ассистент арбитра, проверяющий целостность сетки ворот. Помнится, Слава тогда заметил, что в этой традиции есть что-то от звериного инстинкта, ведь штрафная для него – как владения, где он хозяин и где не позволено хозяйничать больше никому. В тот вечер Слава шёл по «Петровскому» как хозяин. Если хотите, как лев, отстоявший свою территорию в трудной схватке с чужаками. И стало немного жаль Егора Бабурина. Молодому вратарю придётся запастись терпением. Слава всё так же силён. И всё ещё в зените славы.
прямая речь
Вячеслав Малафеев, вратарь «Зенита»:
– Я всё равно не расскажу, о чём думал во время пенальти, это секрет. Потому что перед каждым ударом ты выбираешь стратегию и тактику, предугадываешь действия бьющего игрока. Но, по большому счёту, пенальти – это удача. Я особо не думал о том, как и куда будут бить наши. Просто ставил определённые задачи перед собой. В таких ситуациях процентов на 70 всё зависит от вратаря. Отбил два пенальти, но нашим ребятам немного не повезло, пришлось вступить в игру ещё раз.
Кира Донская