Буксир ушёл на дно
В Неве затонуло судно, которое использовалось в работах по ремонту Дворцового моста. Судьба двоих членов экипажа до сих пор не известна
Новое серьёзное ЧП произошло в ночь на пятницу на Неве. Около 1 часа 40 минут по невыясненной пока причине буксир РБТ-300, задействованный в работах по ремонту Дворцового моста, врезался в одну из опор. Судно получило столь серьёзные повреждения, что почти сразу затонуло. В этот момент в рубке находились 27-летний капитан и 24-летний механик. Их судьба до сих пор остаётся неизвестной. Но специалисты высказывают пессимистичные прогнозы: выжить в ледяной воде шансов у них практически нет.
Что стало причиной трагедии, ещё предстоит окончательно установить следователям. Уже известно, что примерно в половину второго ночи поступила информация о том, что вниз по течению в сторону Дворцового моста движется мощный массив льда из Ладоги. Навстречу льду выдвинулись два буксира, поднявшиеся чуть выше переправы. Как сообщил корреспонденту «НВ» источник в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу, по всей видимости, капитан РБТ-300 ошибся с выбором позиции для буксира. Судно должно было встретить надвигающийся лёд, выступить в качестве своеобразного ледолома и растащить большие льдины по сторонам, чтобы они не повредили опору моста, на которой сейчас ведутся ремонтные работы. Но льда оказалось так много, что буксир со своей задачей не справился.
– Судно, скорее всего, встало между мостом и надвигающимся массивом неправильно и его очень быстро развернуло и поволокло вниз по течению, – считает собеседник «НВ». – Изменить что-то у команды времени не оставалось.
Точную картину ночного происшествия ещё предстоит установить. Но с большой долей вероятности можно предположить, что сначала буксир отбросило на одну из тяжёлых опор моста и судно получило пробоину. У экипажа оставался шанс спастись в том случае, если бы РБТ-300 понесло течением ближе к середине реки. Но лёд и вода протащили буксир в другую сторону – к пролёту, часть которого загораживали строительные леса и оказавшемуся слишком низким для него. В результате судно перевернулось и почти сразу ушло на дно.
По словам членов команды второго буксира (экипаж РБТ-150 поспешил на помощь товарищам, но не успел), из-под моста РБТ-300 показался уже днищем вверх и примерно через 150 метров вниз по течению он ушёл на дно. О ЧП сразу же сообщили на пульт дежурного ГУ МЧС по Петербургу – и уже через полчаса в акватории Невы развернулась поисково-спасательная операция.
– Спасатели на судне на воздушной подушке обследовали прилегающую к мосту акваторию, надеясь найти выживших, – рассказали в ведомстве. – Но поиск очень сильно осложнили тёмное время суток и ледоход. К утру стало ясно, что поиски ни к чему не привели, находившихся на борту мужчин обнаружить не удалось. Около 7 часов началось обследование дна Невы с помощью гидролокаторов. В 8 утра затонувшее судно обнаружили на глубине 12 метров.
Операцию по подъёму буксира (возможно, тела пропавших членов команды РБТ-300 до сих пор находятся в рубке) по горячим следам провести не удалось. На Неве начался сильный ледоход, а в таких условиях использовать водолазов слишком опасно.
– Даже самый устойчивый плавучий кран не сможет без помощи водолазов поднять затонувшее судно, – рассказал водолаз с 30-летним стажем Егор Попков. – Вода в Неве не отличается прозрачностью, а работать в условиях постоянного движения льда слишком опасно. Что касается членов команды буксира, то я считаю, что выжить у них шансов не было. Помимо ледяной воды в Неве ещё и огромное количество водоворотов, сильные течения, направление которых часто могут быть совершенно противоположными. Нева – это река, которая ошибок почти никогда не прощает.
Кроме того, как отметили в ГУ МЧС по Петербургу, для подъёма буксира потребуется доставить к месту аварии специальный плавучий кран, который базируется в Угольной гавани. Без разводки Благовещенского моста это сделать невозможно, так что операцию по подъёму судна отложили до субботы (по официальной причине – чтобы не парализовать движение между Васильевским островом и центральной частью Петербурга).
По факту крушения уже возбуждено уголовное дело. Как сообщили в Северо-Западном следственном управлении на транспорте СК РФ, дело расследуется по статье 263 часть 3 УК РФ (нарушение правил безопасности и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлёкшее по неосторожности смерть двух лиц).
Владимир Афанасьев