«Стараемся думать одинаково»
Наставник петербургского «Спартака» Евгений Кисурин рассказал «НВ» о своей баскетбольной философии
Петербургский «Спартак» вступает в решающий отрезок сезона с новым рулевым. Исполняющий обязанности главного тренера Евгений Кисурин уже успел выйти со своей командой в финал Кубка России, а также обыграть триумфатора Кубка Европы краснодарский «Локомотив-Кубань». В начале мая «Спартаку» предстоят самые важные матчи сезона – с «Нижним Новгородом» в плей-офф Единой лиги ВТБ. От них, по сути, и зависит судьба молодого петербургского специалиста.
– Евгений, как случилось ваше назначение? Насколько всё было неожиданно?
– Приказом по клубу я был переведён из молодёжной команды на должность тренера основного состава. Всё случилось, конечно, очень неожиданно. Думало ли руководство «Спартака» над другими кандидатурами – не знаю.
– Трудно было расстаться с молодёжной командой «Спартака»?
–Тяжело, всё-таки два с половиной года пробыл с ребятами. Честно говоря, сейчас уже сложно сказать, долго я переживал или нет. Но молодых ребят я ни в коем случае не покинул – продолжаю за ними следить. Подсказки, правда, не даю – там свои тренеры, которые, уверен, хорошо справятся.
– Есть во второй команде ребята, способные в ближайшем будущем помочь «Спартаку»?
– На сегодня из молодёжки никого не привлекаю, у ребят сейчас финишная прямая, затем плей-офф. Посмотрим после наших игр с «Нижним Новгородом». Но сомневаюсь, что в этом сезоне кто-то сможет нам помочь. Может быть, на следующий год, потому что сейчас уже поздно.
– Разобрались уже, в чём была основная проблема «Спартака» при Юрии Здовце?
– В начале сезона всё было хорошо. Команда бежала, играла агрессивно – все отлично двигались. В моём понимании проблем не было. Затем что-то случилось. И мне действительно важно было сначала выяснить причины такого состояния. Их оказалось несколько. Это и перетренированность, и плохая психологическая атмосфера в команде. «Спартак» подкосило домашнее поражение от «Астаны», которое лишило шансов на 1-е место в группе Единой лиги ВТБ. Затем вылетели из Кубка Европы от не самого грозного соперника (киевского «Будивельника». – Прим. ред.). Ну а два поражения от подмосковного «Триумфа» и от Владивостока уже повергли команду в шок, ведь все понимали, что эти команды слабее нашей.
– Ваши первые шаги на посту главного тренера?
– Для начала надо было вернуть ребят в нужное психологическое состояние – рабочее, боевое. Дать понять: они сильные баскетболисты, могут хорошо играть и выигрывать. Вернуть им веру в себя. Дать возможность доказать что-то своей игрой. Кроме того, я чуть изменил тренировки, упростил ситуацию – в нападении и в защите. Всё получилось, я считаю, хорошо. Немножко не хватило, правда, в финале Кубка России.
– Почему всё же не удалось обыграть в финале самарские «Красные Крылья»?
– Некоторые наши игроки попали в жестокую акклиматизацию. Ребята говорили: «У нас кружится голова, перед собой ничего не видим – всё мелькает». Не помог нашему разбитому состоянию и маленький душный зал. Поэтому мы вынуждены были в какой-то момент задействовать меньшее количество игроков. В концовке «Красные Крылья» были свежее физически. В итоге они все свои броски попали, а мы – промазали.
– Показалось, что в концовке матча «Спартак» вправе сетовать на судейство…
– Судейством финального матча я недоволен, но комментировать не хочу. Тренер – лицо заинтересованное, он всегда хочет, чтобы всё свистели в его сторону. Так что не хочу сваливать всё на судей, причины поражения всё равно не в них.
– Придя в команду, вы начали активно использовать на площадке всех игроков. Хотели посмотреть каждого в действии?
– Да, одно дело – смотреть матчи с трибуны или комментировать по телевизору. Другое – когда ты находишься внутри команды. Видишь, как ребята тренируются. Как они друг с другом общаются. Получаешь намного больше информации. Так прорисовывается картина, что тебе делать. Поэтому, несомненно, я хотел посмотреть разные сочетания игроков. Дал шанс, в принципе, всем. Почти все этим шансом воспользовались. У нас шесть иностранцев, и тяжеловато их использовать из-за лимита.
– Уже определились с теми игроками, на кого будете делать ставку?
– В голове у меня есть костяк. Но я бы не хотел говорить, что те, кто не попадает в этот костяк, – запасные. У нас вся команда играет. Каждый выходит и приносит пользу. Надеюсь, что так будет и дальше. Мы немножко поменяли задачи на площадке. Стараемся все думать одинаково. Не играть какую-то схему, а чтобы прочтение эпизодов ребятами было одинаковым – и в защите, и в нападении. Тогда они играют по ситуации. Это уже принесло свои плоды.
– Почему так до сих пор не заиграл, как от него ждали, американец Дариус Джонсон-Одом?
– Пока он не может адаптироваться к команде. Сам не понимает многих партнёров, его не понимают. Он пришёл в команду и оказался достаточно самобытным игроком, которому тяжело адаптироваться. Тем не менее, как член коллектива, он не выпадает, всегда переживает за команду и хорошо тренируется. Видно, что если бы он вышел на площадку, то тоже принёс бы пользу. Но мне тяжело заиграть в одном матче 12 человек. Поэтому больше шансов получают те, кто давал результат. У кого «кредитная история» получше. У Джонсона-Одома перспективы есть, но многое будет зависеть от того, как он сможет себя изменить.
– Ваша философия баскетбола сильно отличается от концепции Здовца?
– Моя концепция в том, что выигрывают не схемы. Каждая игра – это реальная ситуация, которая постоянно меняется. Выигрывают те, кто имеет возможность адаптироваться к этому изменению, поворачивает ситуацию в свою сторону. Лучше использует свои качества – плюсы и минусы. Поэтому надо брать верх в эпизодах. Выиграл эпизод – о’кей, надо выиграть следующий, потом следующий. Нельзя думать, что мы в каком-то аспекте проиграем точно, а в другом элементе будем лучше.
– Ваша команда стремится играть от обороны?
– Сейчас все играют от защиты, никто не говорит, мол, давайте выйдем и забьём, сколько захотим, а они пускай попробуют нам набросать. Естественно, главная цель – разрушить игру соперника и постараться выстроить свою линию.
– Какие задачи стоят перед «Спартаком» на заключительном отрезке сезона?
– Есть конкретная задача – пройти «Нижний Новгород» в плей-офф Единой лиги ВТБ. Но сейчас уже, когда мы получили такой шанс выиграть бронзовые медали чемпионата России (для этого «Спартаку» надо выиграть в последнем туре у «Енисея» на своей площадке. – Прим. ред.), глупо было бы не назвать это ещё одной задачей команды.
– Ваше будущее определится в конце сезона и зависит от результатов команды?
– Честно говоря, не знаю. Думаю, в любом случае всё зависит от результата.
– Недавно «Спартак» обыграл сильного соперника – «Локомотив-Кубань». Довольны действиями команды?
– Доволен, правда, не всеми компонентами – слишком много у нас было потерь. Надеюсь, что это переходный период, когда игроки привыкают к новым идеям. Ментальных ошибок в этом матче было мало. В основном технические, а их устранить легче. Победили Краснодар за счёт умной защиты, грамотного нападения. Игроки использовали свои ситуации правильно, как мы и договаривались.
– Установки во время матчей даёте на русском языке?
– На русском не даю, к сожалению. Но при этом не хочу, чтобы кто-то переводил, нужно, чтобы они всё слышали от меня. У нас русские ребята все хорошо знают английский. А если кто-то вдруг не понимает, не стесняется подойти и спросить.
– Оцените потенциал нынешнего состава «Спартака»?
– Думаю, клубы, которые сейчас сильнее нас по составу в Единой лиге ВТБ, – это ЦСКА, «Химки», «Локомотив-Кубань» и, наверное, литовский «Жальгирис». Есть команды, которые к нам близки по уровню, – это «Красные Крылья» и казанский УНИКС. Остальные слабее.
– Изменился ли ваш образ жизни после назначения главным тренером?
– Сейчас сильно беспокоят корреспонденты, очень много времени отнимают (смеётся). Но я всё понимаю. Должность-то публичная. Кроме того, увеличилась нагрузка. Ведь надо помимо подготовки и ведения тренировок вести много аналитической работы. Необходимо было понять причины неудач, куда и как двигаться дальше. Всё это нужно было оценить и в сжатые сроки представить. Раньше-то всё моё расписание было налажено, сейчас каждый день надо решать много вопросов.
Беседовал Феликс Шифрин