Городу не хватает «министерства книги»
Наш корреспондент посетил VIII Международный книжный салон и понял, как сделать город на Неве литературной столицей России
25 апреля в восьмой раз открылась международная выставка-ярмарка – Санкт-Петербургский международный книжный салон. Этот форум уже несколько лет как прочно занял своё место в международном культурном календаре. О своём участии в программе салона заявили более 100 издательств, культурных институтов, книготорговых организаций из России, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Латвии, США, Турции, Узбекистана, Украины, Франции, Эстонии. Салон продлится до 28 апреля.
Первые три салона, проведённые в 2006–2008 годах, были очень и очень успешными. Но в 2009 году начался спад: кризис, резкое падение интереса к бумажной книге, тотальное скачивание (в основном контрафактное) текстов из Сети, банкротство крупнейших игроков книжного рынка и так далее. Кризис, собственно, ощущается и сейчас. Если раньше организаторы привозили на салон абсолютных хитмейкеров вроде Бориса Акунина, Дмитрия Быкова, Сергея Лукьяненко, Людмилы Улицкой, Михаила Веллера, то нынче зазывают в основном на звёзд петербургского масштаба. Правда, среди посетителей салона – популярнейший польский прозаик любимец женщин Януш Леон Вишневский. Автор «Одиночества в Сети» представит свой новый бестселлер «На фейсбуке с сыном».
…В последние годы государство закачивает в книжную индустрию громадные средства: международные ярмарки, десанты отечественных писателей в Китай, Америку, Европу страны бывшего Советского Союза, программы пропаганды и поддержки чтения, миллионные книжные премии… И тем не менее российский книжный рынок пикирует со скоростью 10 процентов в год: сокращаются тиражи, закрываются магазины, посещаемость книжных ярмарок – и в том числе Санкт-Петербургского книжного салона – падает.
Правительство Петербурга, надо сказать, пытается эту тенденцию переломить: буквально накануне салона открылись три магазина возрождаемой сети «Санкт-Петербургский дом книги». Если в прошлом году комитет по печати поддержал выпуск 70 книг петербургских авторов, то в этом году уже 130, общая сумма субсидий увеличилась с 27 миллионов рублей до 30 миллионов.
Кроме того, салон нынче проводится не в «Ленэкспо» на Васильевском острове, как в прошлые годы, а в Центральном выставочном зале «Манеж», что на Исаакиевской. Входная плата отменена. То есть салон пошёл навстречу читателям, и те ответили взаимностью. Во всяком случае, для первого дня работы салона, традиционно пришедшегося на четверг, народу было непривычно много, и публика активно посещала даже мероприятия сугубо для специалистов книжного рынка, например круглый стол «Город как книга».
На круглом столе представители книжной индустрии и писательского сообщества рассуждали о том, каким образом продвигать Санкт-Петербург как культурный бренд. «Что такое литературный Санкт-Петербург сегодня? Как сделать его ещё «более литературным»? Что необходимо предпринять, чтобы литературность Петербурга отмечали и осознавали и горожане, и гости города? Кто такой петербургский писатель?» – спрашивали себя в соответствии с программой мероприятия друг друга участники и сами себе отвечали.
Впрочем… Прекрасно, что город наконец стал больше уделять внимания книгоизданию и литературе. Спасибо – ура. Но у комитета по культуре свои задачи и интересы, у комитета по печати – свои. Петербургский филиал Российского книжного союза решает свои проблемы, издательства и магазины – свои. Есть в нашем городе «министерство книги», которое бы все эти телодвижения координировало? По-моему, нет.
Это позор, что в Петербурге до сих пор нет полноценного аналитического издания, посвящённого литературе и книжной отрасли. У киношников есть «Сеанс», у театрального сообщества – «Петербургский театральный журнал». Это и аналитические центры, и целые пиар-агентства. В Москве подобную функцию взяла на себя газета «Книжное обозрение» после прихода туда в качестве главного редактора Александра Гаврилова – и результат не замедлил сказаться: фестивали, книжные кафе, профессиональные образовательные программы, премия «Человек книги»…
Может появиться подобное издание в Петербурге? Безусловно. В нулевые выходили журналы «Питербук» и «Петербургский книжный вестник», которые городская администрация решительно не замечала. Продолжает выходить в интернете журнал «ПроЧтение», петербургский портал Pro-books.ru – отличные аналитические сайты, поддерживаемые энтузиастами без всякой помощи города. Как видим, интеллектуальных и прочих ресурсов в городе, чтобы сделать его мировой – ну уж во всяком случае российской литературной столицей – хватает. От властей требуется только организационно это поддержать.
Сергей Князев