Нет лишнего билетика?
Кассу учреждения, отвечавшего за продажу проездных билетов на общественный транспорт Петербурга, обкрадывали сами руководители и сотрудники учреждения
Сколько лет существует общественный транспорт Петербурга, столько лет руководители этой отрасли жалуются на его убыточность. Виноваты в этом, по их словам, льготники, безбилетники, дороговизна покупки новых трамваев и ремонта старых эскалаторов… Коммерческие перевозчики буквально драки между собой устраивают за право возить пассажиров – настолько для них это дело выгодное, а вот «официальному» городскому общественному транспорту от этих пассажиров – одни убытки. Которые с трудом покрываются многомиллиардными дотациями из городского бюджета. Преступление, раскрытое сотрудниками петербургского УФСБ (в городе оно известно как «дело валидаторов»), конечно, не может объяснить хроническую убыточность наших автобусов, троллейбусов и метро – вскрыта только одна схема воровства. Но есть надежда, что урок пойдёт впрок и тем, кто ещё не пойман. Они хотя бы узнают, что даже столь модное среди мошенников использование компьютерных технологий – отнюдь не гарантия от «сумы и тюрьмы».
Дело ещё не закрыто. Его главный фигурант – директор Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения (ГКУ) «Организатор перевозок» Владимир Михайлов – пока под следствием, его приговор – впереди. Но под суд уже пошли четыре его подельницы: бывший начальник управления и планирования реализации проездных документов ГКУ Светлана Трушникова, специалист этого управления Ольга Румянцева и рядовые продавцы-кассиры Наталья Щербакова и Лидия Никулина. Все эти дамы отчасти похожи друг на друга: всем – под пятьдесят лет, все – ранее не судимые, не состоявшие нигде на учёте, с заурядными, но положительными характеристиками. Участие в преступной группе никого из них не обогатило. Если придумавший высокотехнологичную схему хищения денег путём продажи «лишних билетиков» Михайлов себе в карман клал миллионы рублей (из 11 украденных миллионов ему досталось 10), то подельницам он выдавал на руки всего лишь по дополнительному окладу в месяц. Трушникова, как начальник управления, получала в конвертике 40 тысяч, а трое остальных – всего по 18 тысяч. Сейчас по решению суда они и эти деньги должны будут вернуть госучреждению, у которого они были похищены. А ещё говорят, что коррупция – выгодное дело…
Впрочем, на момент, когда группа только создавалась, дело действительно казалось выгодным: никаких ухищрений и никакого риска – потому как воруют все кругом и почти никого никогда не ловят. А лишний оклад лишним отнюдь не будет. Возможно, именно такими аргументами убеждал в августе 2010 года директор ГКУ «Организатор перевозок» Михайлов свою подчинённую Трушникову. Тем более что самой Светлане Анатольевне, увещевал её начальник, и делать ничего не придётся – только найти подходящих людей, которые будут воплощать замысел Михайлова, а потом принимать от них деньги, относить наличку ему и получать свою долю. Сам же Михайлов, как руководитель всего этого хозяйства, будет их прикрывать и опекать.
В считаные дни Трушникова договорилась со своей коллегой Румянцевой, та – с продавцом-кассиром Щербаковой, через пару месяцев нашли ещё одного сговорчивого кассира – Никулину. И бригада приступила к работе в полную силу.
Как и большинство мошеннических схем, «операция «Валидатор» была незамысловата – несмотря на использование компьютерных технологий. Выглядело всё так. Пассажир, пользующийся общественным транспортом, может в соответствующем киоске купить нужное количество поездок на любой вид транспорта. Покупатель говорит, сколько поездок и на чём ему нужно, кассир с помощью прибора, именуемого валидатор (он же – контролёр продаж), закачивает соответствующую информацию на магнитную ленту проездного (пластиковой карты), потом называет сумму, получает деньги и пробивает чек. «Главный по проездным» – директор «Организатора перевозок» господин Михайлов – эту процедуру слегка подкорректировал. Отработав примерно половину смены официально, с выдачей чеков, кассиры отключали легальные валидаторы и запускали в работу «запасные», которые им выдавали Трушникова и Румянцева. Кассовый аппарат при этом переводился в режим «часы», при котором чек не печатается (благо большинство покупателей его и не требуют, а при необходимости кассиры выписывали расчётный документ вручную). Официальную выручку кассиры в конце смены сдавали инкассаторам, чёрный нал отдавали Румянцевой. Ей же периодически отдавали «чёрные» валидаторы – чтобы обнулить их показания, то есть стереть накопленную информацию о продажах. Разоблачить эту схему было на первый взгляд невозможно: вся информация о «левых» продажах проездных существовала только в электронном виде и периодически стиралась. Продажа «лишних» проездных велась в киоске на Кронштадтской улице, 22, у метро «Автово». Кассиры Щербакова и Никулина работали здесь посменно, полсмены – на городской общественный транспорт, полсмены – на карманы своих начальников.
Тем не менее высокотехнологичное компьютерное воровство продолжалось не так долго – с августа 2010 по апрель 2011 года. Потому что компьютерные технологии оказались вещью более сложной, чем считали подельники. Они, в частности, думали, что если с компьютера информацию просто стереть, то она исчезнет окончательно. На этом и попались. На мошенническую схему натолкнулись специалисты-информационщики «Организатора перевозок», которые в апреле 2011 года, проводя плановую проверку, обнаружили расхождение между теми отчётами, что сдавали кассиры, и так называемой специализированной информацией – данными, которые собирала скрытая от обычных пользователей контролирующая система. «Скрытые файлы» (лог-файлы) показывали, что не все данные о продажах, которые считывались с валидаторов, поступали в бухгалтерскую программу «1С». Это и были те нелегальные продажи, информацию о которых стирала Румянцева (точнее, она думала, что стирала). Но это не всё – проверяющие сняли информацию с ещё одной дублирующей продажи системы, той, в которую поступают данные с АРМ – автоматизированного рабочего места кассира. Результатом оказалась та же самая картина; умная техника даже выдала точную сумму похищенного: до кассы предприятия не дошло 11 миллионов 328 тысяч 305 рублей. Опустим некоторые технические подробности. Отметим лишь, что, узнав о проверке, подельницы бросились подчищать следы. Румянцева своими силами ещё раз очистила свой компьютер от лишней информации. Трушникова поступила ещё радикальнее – попросту спалила машине мозги. Однако всё это было и поздно, и бесполезно. Так тщательно убираемая Румянцевой информация была уже скопирована и легла в основу расследования. Компьютерщики ФСБ с помощью специального комплекса исследовали жёсткий диск с компьютера Трушниковой (у них имеется соответствующая аппаратура) и восстановили и то, что хранилось на нём в момент замыкания, и то, что было удалено раньше. Дальше пошла уже обычная следственная работа.
Под стражу дам-мошенниц на время следствия решили не брать. Все понимали, что они не закоренелые преступники, а типичные представители того слоя мелких и средних служащих, который живёт по немудрёным принципам «с начальством не спорят» и «все берут». В содеянном они раскаялись, ущерб обещали возместить, для чего и пошли трудиться кто куда (из ГКУ «Организатор перевозок» они, конечно, были уволены): Трушникова и Румянцева – продавщицами, Щербакова – формовщицей, Никулина – сиделкой. Кировский районный суд Санкт-Петербурга проявил к ним максимальное снисхождение: все четыре обвиняемых получили по четыре года лишения свободы условно. С испытательными сроками, зато без выплаты штрафов. Возможно, в душе у этих женщин осталась обида: мол, кто-то ворует миллионами, скупает недвижимость на рублёвках и в заграницах – и живёт припеваючи. А их за какие-то дополнительные 18 тысяч рублей в месяц в преступники записали. Что на это можно ответить? Только то, что, во-первых, многие, точнее – большинство людей вообще не воруют. И живёт это большинство, в отличие от мошенников, совсем неплохо. Во-вторых, пока неизвестно будущее бывшего директора ГКУ Михайлова, который, по мнению следствия, действительно крал миллионы и в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство. Вряд ли это будущее будет для него радужным.
И, в-третьих, результатом расследования «дела валидаторов» стало задержание первого заместителя председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Игоря Маилова, уволенного с этого поста и в настоящее время находящегося под стражей.
Впрочем, это уже другая история, время рассказывать которую ещё не подошло.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Владимир Владимиров