Петербург открыл новую эру театра
Александринский театр открыл не просто новую сцену. И даже не просто театрально-культурный комплекс
Споря до хрипоты о том, сносить или нет Мариинку-2, горожане упустили из виду другое важнейшее событие в культурной жизни Петербурга: новый театрально-культурный комплекс Александринского театра куда более революционен по своей сути, нежели вторая сцена Мариинки.
Как и Мариинка-2, новый комплекс тоже расположен в историческом центре, столь же непрост с архитектурной точки зрения (правда, в силу того что находится во дворе, незаметен с «видовых» мест города). А уж происходящее в самом комплексе смогут в полной мере оценить разве что следующие поколения. Потому как, переступая порог, попадаешь в мир будущего.
Побывать в новом комплексе Александринского театра нужно хотя бы для того, чтобы почувствовать себя динозавром. Текстовой театр, оживающие из QR-кодов на стенах афиши, актёры, играющие по скайпу...
К сожалению, доступно это удовольствие для широкой публики будет только в следующем театральном сезоне, когда окончательно сформируется план работы нового пространства (пока в рамках фестиваля «Александринский» на новой сцене будут идти спектакли в традиционном формате). На открытии продемонстрировали только демоверсию работы центра.
Чтобы хоть как-то ввести в курс дела озадаченных журналистов и приглашённую публику, всех собравшихся на церемонию открытия (которая, к слову, прошла совершенно непафосно и без торжественных речей) разделили на экскурсионные группы – и отправили в путешествие во времени по своей вотчине.
Коротко напутствовал публику художественный руководитель театра Валерий Фокин:
– Страна получает уникальный театрально-культурный комплекс. Те стартовые возможности, заявки и желания, которые существуют, безусловно, позволят совершать здесь открытия. Для этого он сделан. Слава богу, что в этом месте, которое было проходным двором, возник такой замечательный центр.
Экскурсантам, которых сопровождали девушки-модели, одетые стюардессами, продемонстрировали чудеса театральной техники: учебный корпус с учебной сценой, экспериментальную сцену-трансформер и медиастудию.
– В каждом из помещений находится серия веб-камер, которые позволяют транслировать то, что происходит, в единый поток, – объяснял советник художественного руководителя Александр Чепуров. – Всего в здании установлено 56 камер, и они могут осуществлять одновременное многопотоковое вещание по 56 каналам. Вещание будет осуществляться через интернет-портал, существующий в тестовом режиме.
И если сакральный смысл внедрения технических новшеств в повседневную жизнь театра пока остаётся неясным, то внешний эффект уже грандиозен. Чего стоит только «оживающая» афиша, которую продемонстрировали волонтёры во время экскурсии: подходишь к залу – а на его стене висит небольшой квадратик QR-кода. Наводишь мобильное устройство – и уже видишь на фоне той же стены картины и текст!
Каким же он будет, театр новой эры? Каким будет новый зритель? Ведь подобные представления рассчитаны именно на человека другого формата, другого мышления… Сказать пока трудно. Кажется, впервые за долгое время Петербург опередил развитие современного искусства. Успеют ли в этот поезд зрители, и вообще, по пути ли им?
Алина Циопа. Фото ИТАР-ТАСС