«Великую красоту» сравнивают со «Сладкой жизнью»
Корреспондент «НВ» передаёт с Каннского кинофестиваля
На 66-м Каннском кинофестивале больших откровений и кинематографических потрясений не случилось. Пока. Мировые премьеры новых фильмов Романа Полански и Джима Джармуша завершат конкурсный показ, и в воскресенье жюри объявит лауреатов. Возможно, они и станут первыми – на них вся надежда.
Меланхоличный байопик о фолк-музыканте «Внутри Льюиса Дэвиса», который братья Джоэль и Итан Коэны поставили в своей фирменной ироничной манере, лидирует в конкурсе – согласно оценкам ведущих мировых кинокритиков, которые ежедневно публикует Screen. На самом деле такое обаятельное, симпатичное кино хорошо бы смотрелось вне конкурса – для отдыха и расслабления, не более того.
Ожидания, связанные с любимцем критиков Николасом Виндингом Рефном, который однажды получал каннский приз за режиссуру, обернулись полным разочарованием. Его криминальная драма «Только Бог простит» демонстрирует отточенное режиссёрское мастерство, необыкновенную визуальную красоту каждого кадра, несмотря на то что в сюжете доминируют кровь, насилие и жестокость – и абсолютную, звенящую пустоту. Формальные изыски только подчёркивают ничтожность замысла и претенциозность исполнения. Не спасает дело даже великолепная, стильная и неотразимая Кристин Скотт Томас в неожиданной для себя роли мафиозного босса, по чьему приказу уничтожают людей.
Иранский режиссёр Асгар Фархади, обладатель «Оскара» за «Развод Надира и Симин», вернулся к теме расставания супругов. В своём первом европейском проекте «Прошлое», снятом с участием французской звезды Беренис Бежо, Фархади по-прежнему неторопливо и внимательно исследует причины, по которым рушатся человеческие связи. Достойный, глубокий фильм, но открытием его никак не назовёшь.
«Великую красоту» Паоло Соррентино уже вовсю сравнивают со «Сладкой жизнью» Федерико Феллини. Герой «Красоты» – 65-летний модный писатель и журналист (Тони Сервильо определённо заслуживает приза за лучшую роль) страдает от внутренних метаний и внешней суеты, он разочарован в современном искусстве, дружбе, любви, в самом себе, он не находит ни сил, ни вдохновения, ни тем для новой книги. Всё мастерски сыграно, красиво снято, но шедевр Феллини и сегодня полон глубоких смыслов и потрясающей энергии. «Великой красоте» его никак не превзойти.
С нетерпением в Каннах ждали Стивена Содерберга, который в очередной раз объявил, что сделал последний фильм и прощается с кино. Для завершения карьеры американский режиссёр выбрал скандальную биографию некогда знаменитого музыканта, шоумена и открытого гея, выступавшего под псевдонимом Либераче. В основе сценария воспоминания его любовника Скотта. Эту роль сыграл Мэтт Деймон, а самого Либераче изобразил во всей красе Майкл Дуглас.
Забавно, что на премьеру прибыла Шерон Стоун, которую в своё время прославили откровенные сцены с Майклом Дугласом в «Основном инстинкте». Дуглас так и вовсе совершил подвиг, ведь он только недавно преодолел тяжёлый недуг – рак горла. Содерберг тоже виртуозный профессионал, в его фильме всё высочайшего качества: костюмы, декорации, фрагменты эффектных шоу Либераче, воспроизведённые по старым телевизионным записям, изобретательный монтаж.
Только один вопрос не даёт покоя: какой во всём этом смысл? Ответ очевиден – никакого.
И такого «кино для кино» в этом году на Каннском фестивале оказалось слишком много. Грустно, что в этом странном тренде оказалась и прошлогодняя победительница «Синефондасьон» (эта программа учреждена в 1998 г. с целью поддержки кинопроизводства в разных странах и подготовки нового поколения кинематографистов. – Прим. ред.) Таисия Игуменцева. По регламенту Каннского фестиваля ей было гарантировано участие в фестивале. Правда, ни в одну программу её фильм о конце света в одной отдельно взятой деревне так и не попал, остался вне конкурса как специальное событие.
Уже через полчаса после начала люди стали ручейками вытекать из зала. Несмешная комедия, беспомощная, вялая, ни о чём, зрители остались в недоумении. Единственное, с чем Таисия точно угадала, это бесконечный дождь, который заливает героев её унылого фильма с многозначительным названием «Отдать концы». Каннская погода именно такой и оказалась, дожди идут каждый день.
Ольга Галицкая, Канны, специально для «Невского времени»