Этот Парк Победы…
Сомнительная реконструкция, которой не видно конца
СОРОК пять лет назад, дорогой читатель, выпало мне поселиться рядом с Московским парком Победы, и долгие годы не мог я нарадоваться такому соседству. В самом деле, заложенный осенью 1945-го и начавший своё существование уже летом 1946-го (потом работы продолжались ещё десяток лет), сей воистину оазис в каменном окружении очень согревал душу.
Конечно, я знал (хотя советская власть этот факт тщательно утаивала), что проклятой блокадной порой здесь, в печах бывшего Кирпично-пемзового завода № 1, было сожжено около шестисот тысяч погибших от голода горожан, чей прах захоронен тут же, в песчаных карьерах. (При строительстве парка эти карьеры и воронки от снарядов превратили в причудливые большие и малые пруды, соединённые между собой каналами.) Чтобы люди не забывали о той страшной трагедии – над одним из прудов, на высоком косогоре, взметнулась «Ротонда» со словами: «В память тысяч погибших, жертв блокады и защитников города, сожжённых в печах стоявшего здесь кирпичного завода». И замерла на пьедестале извлечённая со дна пруда вагонетка, – та самая, на которой тела погибших доставляли в огромные плавильные печи. И возникла мемориальная Аллея Памяти. И поднялась мемориальная часовня, где с 9 мая 2010 года совершаются регулярные поминальные богослужения. Есть здесь и Аллея Героев – с бронзовыми бюстами тех, кто прославил наш город в бою и труде, а в центре – грандиозный монумент маршала Жукова…
***
НО ЭТО – в регулярной части парка. Однако ведь существует ещё и шикарная пейзажная, прекрасно замысленная и виртуозно выполненная ленинградцами – вопреки Трагедии, во имя Жизни будущих поколений. Недаром же в ту далёкую пору, когда здесь высаживали самые первые деревца, поэт Александр Прокофьев мечтал: «Как зашумят они весною листвой зелёной вырезною…» И они листвою зашумели – дубы, клёны, берёзы, вязы… И дарили людям радость каштан и черёмуха, сирень и рябина, голубая ель и маньчжурский орех… А среди пышной зелени – дивные пруды (Адмиралтейский, Корабельный, Капитанский, Матросский, Фонтанный, Пейзажный, Фигурный, Детский и Квадратные Очки), ставшие изюминкой парка, придали этому месту особое очарование. Ну а живописные лужайки пейзаж удачно дополнили…
Как обожал я тогда, в 60-е, воскресным летним утром поваляться там на травке с книжкой, или поиграть в волейбол, или наперегонки с утками погрести вёслами… Все полянки были усеяны любителями загара, разноцветные лодки скользили под мостиками по водной глади, и рыболовы на берегу терпеливо караулили свои поплавки – ведь попадались и карась, и плотвичка, и даже карп… И не прекращался гомон на детских площадках. И летали теннисные мячики. И вели свои молчаливые сраженья шахматисты. И шелестели страницы в читальном павильоне… А зимой – лыжи, коньки… Польский коллега Сташек Ходынецкий, который с женой и дочкой тогда у меня гостил, не переставал восхищаться: «Холера ясна, такое чудо под боком!»
Потом, перед Олимпиадой-80, чтобы через парк от только что воздвигнутой «шайбы» Спортивно-концертного комплекса к станции метро прорубить широченную «просеку», уничтожили около двухсот деревьев, срыли прелестный холм и вообще здешнему уюту урон нанесли немалый… Но жизнь продолжалась. Правда, некоторые пруды всё больше зарастали тиной, в стенах читального павильона разместился кафетерий, а шахматистов с их законного места вытеснили любители пива (впрочем, они, с бутылками в обеих руках, захватили всю территорию, оседлав по новой дурацкой моде спинки всех окрестных скамеек). И всё-таки парк был хорош – тем более что тут же возник славный развлекательный городок с итальянскими аттракционами…
***
И ВДРУГ в конце 2010-го известие: Московский парк Победы закрывается на реконструкцию: «Специалисты с сожалением отмечают, что объёмно-пространственная композиция и богатый видовой состав парка изменились в связи со значительной гибелью деревьев». Далее шло перечисление: «Щебёночно-набивные дороги сильно изношены, асфальтовое покрытие повреждено, водная система в неудовлетворительном состоянии, гидротехнические сооружения требуют ремонта, цветов стало меньше, острова заросли самосевом, газоны в плохом состоянии». Было обещано: «Вырубке подлежат только старовозрастные и больные деревья». Всю работу поделили на два этапа: Северную часть парка планировали открыть уже к концу 2011-го, Южную – в мае 2012-го.
***
ОДНАКО в сроки, как у нас принято, не уложились. Северную часть, примыкающую к Кузнецовской улице, официально «сдали» только в августе прошлого года. На днях я заглянул туда. Да, Аллея Героев – в порядке, и цветочки высажены, и газоны новенькие, и эстрада заодно с «Молочным буфетом» сияет. Но вот на поверхности только что обновлённого Пейзажного пруда уже вновь скапливается грязь (что это была за «чистка»?). А дорога, которая от него почти через весь парк пролегает вдоль Фигурного пруда, – в той же «первобытной красе»: сплошные выбоины, колдобины… Заместитель начальника генподрядной компании «Ландшафт-Возрождение» Андрей Журавлёв убеждал меня, что дорогу ремонтировали. Но, во-первых, поверить в это невозможно, а во-вторых, если его слова, и правда, соответствуют действительности, то грош цена ремонту, после которого покрытие становится хуже прежнего, и в лужах не просыхает вода (каков «дренаж»!). Сам берег Фигурного пруда, когда-то весьма романтичный, теперь, лишённый кустарника, стал унылым. Ну а в конце этой разбитой «магистрали», под симпатичной горкой, канал, который со всех сторон огибает небольшой островок, вообще представляет собой затхлое болото. И это – реконструкция?
***
ТО ЖЕ, что происходит в Южной, пейзажной части парка, повергает меня в ужас. Ещё год назад, тоже в разгар майского рабочего дня, придя туда, за ограду, которая тянется вдоль Бассейной улицы, испытал потрясение: сплошные канавы, траншеи, горы вывернутой земли, всё – дыбом, и... полная тишина. Где рабочие? Что они тут собираются реконструировать?.. Двинулся сквозь этот бурелом к часовенке – вокруг всё голо. Ну, допустим, многочисленные деревья, в тени которых так хорошо отдыхалось, действительно надо было срубить. Однако сирень или жасмин, которые здесь на каждом шагу так благоухали, чем помешали? Они же ещё вовсю плодоносили! Зачем вообще полностью избавляться от всякого кустарника? С болью в сердце по поводу такого надругательства позвонил в «Ленниипроект» автору сей «реконстукции» Татьяне Карповой, но понимания не нашёл…
Минул год. Что с той поры за оградой вдоль Бассейной изменилось? По сути, ничего. Те же дебри из вывороченной земли, разбросанных стройматериалов, горы мусора. И раздалбывает тяжеленная техника остатки былой дороги, подвергая смертельной опасности лиственницы, чьи корни, известно, расположены неглубоко. Впрочем, рабочих почти не видно. Журавлёв объясняет: «Ждём, когда из почвы уйдёт вода, чтоб прокладывать канализацию». Почему не сделали это ещё год назад? Перечисляет, кто чем занят: «Шесть человек на канализации, двенадцать – на берегоукреплении, тридцать – на посадке и подвязке деревьев, всего – около шестидесяти…» А по-моему, дорогой читатель, надо бы раза в три больше. У часовни прихожане чуть не плачут: «Глядеть по сторонам страшно…» Журавлёв: «Заняться этим участком пока не можем, тоже из-за весенней воды». Директор парка Пётр Ганиш обеспокоен: «На месте мемориала дорожка из битого кирпича доставит хлопот – придётся оттуда постоянно доставать окурки и всякую грязь».
Да, грустно. Сейчас всё вокруг, став «лысым», просматривается насквозь, и общественный туалет превратился в чуть ли не главную архитектурную доминанту. Сколько должно пройти десятилетий, чтобы вновь посаженные тонюсенькие деревца-прутики обрели красу и стать? И как хорошо, что семь лет назад я этот свой любимый парк, ещё не подвергшийся подобному варварству, запечатлел в видеофильме…
Заказчиком реконструкции является «Центр комплексного благоустройства», где возглавляющая отдел проектирования Елена Анисова убеждена: «Все работы будут завершены к 31 октября». Эту же дату твёрдо назвал мне Журавлёв. Но я, дорогой читатель, сомневаюсь.
***
МОЖЕТ, формально в срок и уложатся, однако потом неизбежно начнутся доделки, переделки, что подтверждает история с Северным участком. Так, глядишь, «восстановление исторического проекта» растянется аж до 70-летия Великой Победы. И чтобы такого не допустить (ведь это место для города-героя, выстоявшего в беспримерной блокаде, как теперь говорят, «бренд», пожалуй, не менее значимый, чем Медный всадник, Летний сад, Эрмитаж, Мариинка-2), я настоятельно прошу Георгия Сергеевича Полтавченко взять реконструкцию Московского парка Победы под личный контроль. Так будет надёжней.
Лев Сидоровский