Ярмарка родительского тщеславия
В День защиты детей принято встрепенуться, с подозрительным прищуром оглядеться по сторонам и произвести инвентаризацию детских угроз. Маньяки – раз! Экология – два! Быдло за рулём – три! Хулиганы на улицах – четыре! Ну и плохая компания в подворотне, конечно… Я же предлагаю перевести придирчивый взгляд с очевидного зла и поговорить о неочевидных проблемах. О том, например, что детей пора защищать от собственных родителей. И речь не о гуляках и буянах. А о тех прекрасных родителях, которые пытаются «выжать» из своих детей максимум талантов и способностей в минимальный срок. Нет, я не против раннего развития, не против кружков и секций. Я против того, чтобы с первого класса детей втягивали насильно в эту азартную взрослую игру под названием «ярмарка тщеславия».
Пару лет назад в нашем городе умерла ученица начальной школы. Её едва успели довезти до больницы, и она скончалась в приёмном покое. Тогда гневная общественность города набросилась на «нерасторопных» врачей. Мне же довелось пообщаться один на один с медработником, который контролировал расследование по этому делу. Оказалось, что никакие силы не смогли бы уже спасти этого ребёнка. Износ сердца был такой, что оно просто не выдержало.
А всё дело в том, что родственники активно делали из ребёнка суперзвезду. Помимо гимназии с тяжёлой нагрузкой она тащила нелёгкую ношу из дополнительных занятий, репетиторов и кружков. Но главное – она уже играла на профессиональной сцене. Репетиции, спектакли, выездные концерты. Разве можно пропустить такие важные дела, даже если только что перенесён тяжёлый грипп? Нормальная мама скажет: гори всё огнём, лишь бы ребёнок был здоров! Но мама, отравленная ядом собственного тщеславия, закроет глаза на все предупреждения и в который раз решится положиться на русский «авось».
Конечно, это не типичный случай. Многие дети долго и безропотно тянут свою тяжёлую лямку, прежде чем организм даёт сбой. Им плохо, но они терпят – лишь бы родители были довольны.
Встречаю недавно одноклассницу, у которой сын год назад пошёл в школу.
– Как ваш первый класс? – интересуюсь я.
На что приятельница со вздохом отвечает:
– Мальчик у нас очень смышлёный, но из болезней не вылезает: четыре месяца в общей сложности просидели дома за этот учебный год.
– Может, нагрузка великовата в школе? – осторожно интересуюсь я.
– Да если б только школа одна была! У нас же ведь ещё и музыкалка, и языковая школа по вечерам, и хоккей! И всем занимаемся уже несколько лет – жалко бросать…
Или вот недавно моя приятельница, сама педагог по образованию, жаловалась, что дочка у неё на итоговом экзамене по математике (третий класс гимназии) ответ на немецком языке написала. Ещё бы! Девочка шесть дней в неделю тяжёлую программу тянет, плюс хор, плюс рисование, плюс
музыкальная школа, плюс репетитор по иностранному языку. И абонемент на экскурсии в Эрмитаж по воскресеньям.
Так и хочется спросить родителей: вы в расписании своих детишек оставили место на детство? Риторический вопрос и, увы, бессмысленный.
Инна Тимченко, обозреватель «НВ»