«Надеюсь, больше не увидимся»
Центр реабилитации морских млекопитающих выпустил на свободу первого пациента
За судьбой детёныша ладожской кольчатой нерпы Мёкериккё III «НВ» следило с момента его появления в центре спасения морских животных, организованном на одном из объектов водоканала в посёлке Репино. Туда малыша доставили с Ладоги в конце марта – истощённого и измождённого, на грани гибели. Всего лишь за два месяца зверька вернули к жизни и подготовили к самостоятельному существованию.
Путь домой предстоял неблизкий: машиной до Приозерска, оттуда на Валаамский архипелаг – всего около 300 километров по суше и воде. Перед дальней дорогой нерпу тщательно готовили – почти сутки продержали в бассейне, чтобы привык к постоянному нахождению в воде, а за десять часов до поездки перестали кормить. На случай перегрева и обезвоживания заготовили зонд с раствором ригидрона, но он не пригодился – трясучку по шоссе малыш перенёс хорошо, даже не пришлось ни разу останавливаться.
В машине Мёкериккё вёл себя довольно спокойно, лишь угрожающе шипел при любой попытке к нему приблизиться. Именно этому – настороженному и даже враждебному отношению к людям – его старательно учили на протяжении двух месяцев. Общение с сотрудниками центра постепенно сводилось к минимуму. Иногда, чтобы показать границы дозволенной близости, приходилось брать в руки швабру – конечно, только чтобы припугнуть бойкого зверька. Даже рыбу, которой питался Мёкериккё, вбрасывали в бассейн из-за угла – чтобы он не видел кормильца и никак не связывал появление пищи с присутствием человека.
– Всё это делается для того, чтобы животное уяснило – от двуногих лучше держаться подальше, – поясняет руководитель Центра реабилитации Вячеслав Алексеев, ставший малышу настоящим приёмным папой. – Ведь главный враг нерпы на воле в первую очередь человек, а лишь потом инфекции и загрязнение воды. Рыбаки на Ладоге свято верят, будто ластоногие – причина всех их бед. Обычная реакция на наше появление: «Ещё одного дармоеда привезли!»
В Приозерске команду спасателей ждал «Метеор», причём в прямом смысле: сотрудники центра не рассчитали время и немного запоздали. Узнав, какого ценного пассажира предстоит перевозить, капитан судна согласился задержать отправление на десять минут.
На Валааме делегация пересела на баркас «Мария», который должен был доставить Мёкериккё к конечному пункту маршрута – на остров Святой. Если до этого тюленёнок глядел из своей клетки тревожно и временами нетерпеливо раскачивал её, то сейчас успокоился, словно предчувствуя скорое слияние с природой. За бортом мелькали суровые ладожские пейзажи – неприступные шхеры с их каменистыми берегами и молчаливыми соснами. Идеальное место для начала новой жизни – именно здесь в это время года проходят самые крупные залёжки ладожской кольчатой нерпы.
– Вокруг Валаама много небольших островков, где можно скрываться в непогоду, – говорит Вячеслав Алексеев. – Большой перепад глубин обеспечивает хорошие места для охоты. К тому же это территория природного парка, поэтому здесь меньше сетей.
Наконец цель достигнута – судно упирается в причал. Впереди – самая важная часть пути, хотя и самая короткая. Клетку относят подальше от пристани и выставляют на камни у самой воды, открывают дверцу. По словам зоологов, эти последние несколько метров, отделяющие нерпу от свободы, – своеобразный экзамен на аттестат зрелости. По тому, как она их преодолеет, станет ясно, насколько животное готово к вольному плаванию. Если зверь долго не выходит из клетки, не решается зайти в воду, смотрит на людей, значит, ещё не созрел. Но малыш Мёке выпускной экзамен сдал на отлично: откладывать долгожданное возвращение в родную стихию он не стал, целенаправленно пополз к кромке озера. Стоило оказаться в воде, от неуклюжести не осталось и следа – он тут же погрузился на глубину и уверенно поплыл прочь, удостоив провожающих лишь парой прощальных взглядов. Некоторое время его голова ещё мелькала на поверхности, превращаясь в крохотную точку на горизонте. «Приёмный папа» Вячеслав Алексеев улыбается – гордится первенцем.
– Для его же блага я надеюсь, что больше мы не увидимся, – признаётся он. – У нас даже поговорка есть: тюлень из центра – персоналу легче. Они, конечно, очаровательные существа, с ними очень интересно общаться, и каждого мы запомним на всю жизнь. Но слишком привязываться нельзя: чем меньше времени они проведут у нас, тем лучше. Нерпы почти не живут в неволе – таких мест в мире по пальцам пересчитать. Выпуская их, всегда сильно волнуемся, но и чувство облегчения испытываем колоссальное.
За своего подопечного Вячеслав не беспокоится – запасов накопленного жира малышу хватит минимум на две недели, если дела с охотой не заладятся сразу. Так что есть время пообвыкнуть, успокоиться и сориентироваться.
За время пребывания в санатории для ластоногих Мёкериккё не только окреп и набрал в весе десяток килограммов. Создатели центра Вячеслав Алексеев и Марина Андриевская разработали первую в России систему оказания помощи редким видам морских млекопитающих и с 2007 года наработали опыт реабилитации попавших в беду животных.
Они преподали зверьку основы выживания: постепенно приучили к воде и показали, как охотиться на живую рыбу. На воле он ничему не успел научиться от мамы – когда Мёкериккё нашли, у него ещё не полностью сошёл бельковый мех.
Воспитание тюленят – занятие очень трудоёмкое, особенно первые недели, когда их жизнь висит на волоске. Кормление каждые четыре часа, уборка, приготовление рыбы, взаимодействие с органами надзора – рабочий день начинается в семь утра и заканчивается далеко за полночь. В горячий сезон сотрудники центра спят иногда по два-три часа в сутки. После выпуска первого питомца расслабиться тоже не получится – своей очереди ждут ещё четыре пациента.
Анастасия Ложко. Фото Ирины Мотиной