«Интимные места» вызвали бурную реакцию
Оглушительный успех и оглушительное неприятие, отзывы от «Это невероятно круто!» до «Это аморально и это надо запретить!» – так реагировали на «Кинотавре» на картину «Интимные места» – режиссёрский дебют Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.
Голая правда о сексуальной жизни, потаённых мечтах, страхах, привязанностях и желаниях обычных горожан показана в этой ироничной, смешной и одновременно очень серьёзной ленте. Модный фотограф (Юрий Колокольников) снимает причинные места крупным планом, его пиарщица (Олеся Судзиловская) ничуть не смущается, рекламируя его будущую более чем откровенную выставку, но страдает при этом от неопределённости своих желаний и одиночества в постели. Начальственная дама, надзирающая по долгу службы за нравственностью, проводит совещания, чтобы в очередной раз что-то запретить, а вернувшись домой, первым делом хватается за вибратор, чтобы справиться с одолевающим её синдромом дефицита удовлетворения. Юлия Ауг в этой роли достигает высот трагикомедии масштаба Нонны Мордюковой. Притом что все артисты совершенно бесстрашно обнажаются, в фильме нет ни малейшей пошлости. Только смелое желание говорить открыто о вещах сугубо интимных, но хорошо знакомых каждому.
Один из зрителей, продюсер Игорь Мишин («Овсянки»), восторженно поздравил в «Фейсбуке» Наталью Меркулову, Алексея Чупова, всех артистов и своих коллег-продюсеров Юлию Мишкинене и Бакура Бакурадзе: «Браво авторам за идею, браво продюсерам за смелость, браво актёрам за невероятно яркую гамму эмоций!!! Говорю пафосно, но честно. Такое кино сегодня в России могут придумать, написать, снять и сыграть по-настоящему СВОБОДНЫЕ люди. Свободные не внутри законов и правил, а свободные по духу. Про что кино, спрашиваете? Да про то, что у каждого в шкафу. Про скелеты. Про нашу с вами интимную жизнь. И это всё с таким тонким юмором! Браво!»
Похоже, нерастраченная сексуальная энергия героев создала в зале сочинского Зимнего театра настолько высокое напряжение, что дважды за время просмотра вырубался свет. Зрителям это только повышало настроение — все радовались, хохотали и ждали продолжения. Завершился премьерный показ долгими аплодисментами. Правда, суровое лицо руководителя Комитета по культуре Госдумы Станислава Сергеевича Говорухина не предвещало ничего хорошего. Хотя в своём собственном фильме Weekend с ограничением по возрасту 12+ он много и обстоятельно показывает обнажённых актрис, но то, что позволено мэтру, могут запретить дебютантам. Авторам и продюсерам ещё предстоит оформление прокатного удостоверения, а сложности, можно сказать, им уже гарантированы. Обнажёнка, нецензурная лексика, склонность к нетрадиционной ориентации, которую внезапно обнаруживают в себе некоторые герои, ни слова про патриотизм и созидательный труд: рьяные защитники нравственности и бдительный министр культуры вряд ли такое одобрят. Зато отборщики зарубежных фестивалей, прибывшие к середине фестиваля на «Кинотавр», полностью разделили счастливый настрой первых зрителей и наперегонки приглашают враз ставших известными дебютантов показать свой фильм за границей. Там эти темы почему-то не вызывают неприятия и отпора.
– Я не понимаю, почему мы должны стесняться говорить о вещах интимного характера, – замечает Наталья Меркулова. – Не надо загонять проблемы внутрь, ведь сексуальная энергия – одна из самых сильных, и те, кто запирает её на замок, рискуют получить бомбу замедленного действия. Однажды может так рвануть, что мало не покажется.
Пока что рвануло на «Кинотавре». «Интимные места» вряд ли смогут претендовать на главный приз, но не заметить их просто невозможно. Если молодые режиссёры получат награду в номинации «Лучший дебют», это будет абсолютно справедливо.
Из остальных конкурсных лент, безусловно, лидирует «Стыд» Юсупа Разыкова. Фильм о жёнах моряков-подводников, чьи мужья оказались замурованными в подводной лодке, немедленно вызывает ассоциации с затонувшим «Курском». На самом деле подобных трагедий происходит гораздо больше, чем нам известно. И режиссёра волнуют не только эти драматические события, но и загадка его главной героини Лены. Она чужая в военном городке, у неё есть своя тайна из прошлой жизни, которая заставляет её быть отстранённой и скрывать за кажущимся равнодушием душевную боль и страдание. Заснеженные пейзажи Кольского полуострова, женщины, обречённые вечно ждать и надеяться, изумительно сняты оператором Юрием Михайлишиным. Петербургская актриса Мария Семёнова в центральной роли внешностью, а главное – сдержанной и одновременно чувственной игрой напоминает Хелен Миррен. Вполне возможно, приз за лучшую женскую роль жюри решит отдать ей. А после «Кинотавра» «Стыд» примет участие в основном конкурсе международного кинофестиваля в Карловых Варах.
Ольга Галицкая, киновед. Сочи, специально для «НВ»