О России – с любовью
В День России, 12 июня, телеканал 100 ТВ покажет фильм-монолог, фильм-признание «Даниил Гранин. Прямой разговор»
Страна – это мы, её граждане. Это то, чем мы живём, с чем вынужденно сталкиваемся в повседневной жизни, о чём мечтаем и о чём, может быть, к сожалению, забываем. Задуматься, почему до сих пор не решены наболевшие вопросы и куда движется наше общество; почему уходят нравственность и сострадание и что такое – любить, – предлагает в День России зрителям 100 ТВ известный писатель, Герой Социалистического Труда и лауреат Государственных премий, почётный гражданин Санкт-Петербурга Даниил Гранин. Фильм «Даниил Гранин. Прямой разговор» будет показан завтра с 12.10 до 16.00 часов.
– Показ этого фильма для нас в первую очередь событие имиджевое, – сказал корреспонденту «НВ» заместитель президента Балтийской медиа-группы Максим Троепольский. – Телеканалу 100 ТВ и всей Балтийской медиа-группе важно напомнить горожанам, что существуют ценности, которые в наше время отдельными СМИ нивелируются, и наша задача – постараться возродить жанр беседы, монолога. Мы со своей стороны понимаем, что, транслируя в течение нескольких часов фильм, отражающий мысли и чувства Даниила Гранина, – мы, конечно же, не зарабатываем деньги. Для нас важно донести до людей, что есть разные точки зрения, разные взгляды. И Даниил Гранин – хороший учитель и собеседник, которого интересно послушать.
Идея записать серию бесед с Даниилом Граниным как разговор с нынешним поколением принадлежит продюсеру, президенту Балтийской медиа-группы Олегу Руднову. Режиссёр картины – Александр Дегтярёв.
– Фильм снят на основе диалогов Даниила Александровича с писателем Николаем Крыщуком, – рассказывает один из создателей картины Игорь Мосин. – Важно, что в фильме минимальное количество монтажа. Мы старались сохранить эффект беседы с человеком, который обладает колоссальным опытом и проживает насыщенную, интересную жизнь, стараясь через литературу и выступления в прессе общаться с людьми, выяснять некие истины, возвращаться к наиболее важным моментам жизни.
Сюжетную основу картины составляют пять ключевых тем, давших названия частям: «О долге и чести», «О войне», «О городе», «О любви» и «О литературе».
– В каждой беседе Гранин излагает новые факты, своё новое видение, – и оно абсолютно современное, он в курсе всего, что происходит, – рассказывает Игорь Мосин. – Безусловно, у него есть умение посмотреть на привычные вещи не то что с другой точки зрения, а с высоты. Это писательское призвание – видеть по-другому, нежели обычные люди. Мы смотрим на всё с материальной точки зрения, а литература помогает нам быть чуть-чуть выше, смотреть «выше третьего этажа».
Выход фильма «Даниил Гранин. Прямой разговор» станет продолжением лучших традиций телеканала, к каким относились телемарафоны, посвящённые настоящему и будущему города и его жителей, а также проект Александра Сокурова «Петербург. Хроника разрушений».
– Это отличительная черта канала – не стремиться к псевдокоммерции, а идти по пути, близкому настоящему человеку, каких, я уверен, большинство, – продолжает Игорь Мосин. – И встреча с фигурой такого масштаба, такого опыта – максимально полезный для современного думающего человека продукт. Гранин – это и есть то истинное, которое нам всем необходимо.
Беседы с Даниилом Граниным затрагивают важнейшие темы нравственной жизни общества, остающиеся десятилетиями без ответов. Вот лишь один небольшой фрагмент монолога Даниила Александровича, представленного в первой части фильма, – «О долге и чести».
«Мы сейчас – я рискну так сказать – живём без репутации. Это решают не награды, не какие-то там кремлёвские визиты… Кто человек благородных поступков, а кто нет – решается средой аристократов, сообществом. Такие приговоры очень важны для каждого. Знаете, английская королева кладёт шпагу и посвящает в рыцари. У нас и шпаги нет у начальства, и этой процедуры нет – и, конечно, страдает нравственная обстановка. Вот входит женщина к начальнику в кабинет – как правило, он не считает нужным встать и пойти ей навстречу. А аристократы очень строго относятся к джентльменскому поведению человека, его манерам. Он должен обязательно отвечать на письма, обращения, он учтив и не позволяет себе никакого жлобства. Знаете, сейчас появилось такое выражение – «рукопожатный человек». Хорошее выражение, передающее отношение, – можно такому человеку пожать руку или нельзя».
Как же из необъятного моря тем Даниил Гранин выбрал те, которые наиболее актуальны, о которых говорить сегодня – жизненная необходимость?
– Инициатором тем был, как правило, Даниил Александрович, – поясняет автор сценария фильма – писатель Николай Крыщук. – Мне бы в голову не пришло говорить о том, почему у нас нет аристократии.
Николая Крыщука в качестве собеседника для этой картины выбрал сам Даниил Гранин. Это не первая беседа писателей между собой в СМИ.
– Я задавал вопросы честные и волнующие меня, как Даниил Александрович, собственно, и хотел, – рассказывает Николай Прохорович. – Притом это были вопросы, ответы на которые трудны. Я обнаружил, в частности, во время этих бесед, что наше сознание по-разному устроено. Я уже не говорю про опыт, который у Даниила Александровича гораздо больший, – дело даже не в этом. Просто мы по-разному думаем, от разных точек отталкиваемся. Он человек технического образования, много общавшийся с учёными, любящий науку, а я человек исключительно гуманитарный. Поэтому не только мои вопросы для него были иногда неожиданными, а может, даже неприятными, но и его ответы меня удивляли.
Например, Николай Крыщук вспоминает, как, рассуждая о сострадании в России и за рубежом, он задал классику вопрос: «Отчего в Италии во время бесланской трагедии люди вышли на улицы, а в России нет?» Но, к собственному удивлению, вместо ответа сам получил вопрос от Даниила Гранина в духе Конфуция: «А зачем вам это нужно знать? Я вам на этот вопрос не отвечу и думаю, что и никто другой не ответит. Надо делать что-то, а задаваться этим вопросом не надо».
При этом Даниил Александрович категорически не хотел говорить о политике и об отношениях с властью. Зато первым делом выразил желание высказаться… о любви:
«Знаете, любовь – ведь вообще неразгаданный процесс. Смотрите, вы входите в комнату, где сидят разные люди, и вдруг вид какой-то женщины, её глаза, её взгляд – западают в душу. Что-то происходит ещё, без слов, без всяких контактов. Что это? Я не знаю, и никто не знает. Как, через что, через какой эфир происходит это взаимодействие? Неизвестно. И слава богу, что неизвестно. Есть картина Шагала, которая называется «Прогулка». Мужчина на вытянутой руке держит женщину, которая вознесена куда-то в небо, к облакам. Это поза немыслима даже для акробатов, она мыслима только в состоянии любви. Потому что в этом состоянии человеку кажется, что он может всё. И он действительно делает всё, это вдохновение».
В съёмочной группе после работы над проектом «Даниил Гранин. Прямой разговор» теперь шутят, что все они стали пропагандистами творчества Даниила Александровича.
– Устоять невозможно, это искренность, – говорит Игорь Мосин. – То, что Гранин говорит, можно слушать бесконечно. Это по-настоящему интересно, звучат неожиданные обороты, честные. Он имеет право о многих событиях говорить не так, как пишут в учебниках истории, не так, как мы привыкли читать в официальной прессе, – он передаёт своё личное ощущение: что нам даёт опыт жизни, что дала война, почему эти события происходили так, сделали ли мы какие-то выводы, как на нас это повлияло, куда вообще идёт человек?
Алина Циопа. Фото Владимира Колобова