День отца. Один день
Накануне Дня отца, который во всём мире отмечается завтра, «НВ» рассказывает о буднях одного петербургского папы
Папам в их «профессиональный» праздник Сергей пожелал побольше времени проводить со своими детьми
Принято считать, что забота о детях – это больше «мамская» обязанность, а приносить деньги в дом – «папская». Но сегодня этот стереотип, прочно засевший в наших головах, превращается в миф. Всё чаще на вопрос: «Чем должен заниматься папа – менять памперсы или зарабатывать деньги?» – мы отвечаем: «И тем, и другим». Конечно, каждый папа сам для себя решает, насколько готов заниматься своим чадом. Но очевидно одно: каждому ребёнку отец просто необходим, и чем больше он будет принимать участия в воспитании и заботе о нём, тем здоровее станет семья. В канун «папского» профессионального праздника мы провели один день вместе с Сергеем Борисовым и его двумя дочками: 8-летней Настей и 7-летней Машей. Этот папа стал героем нашей статьи не случайно: он очень удачно совмещает роли добытчика в семье и заботливого любящего родителя.
6.00. Подъём, завтрак
Сразу оговоримся: семья нашего героя – полная. Мама занимается детьми с утра – поднимает, кормит их завтраком, собирает и развозит по образовательным учреждениям. Но эта статья посвящена именно папе, поэтому маму мы оставляем за скобками. Так вот, пока женская половина семьи досматривает последние сны, Сергей собирается на работу – умывается, пьёт чай (в такую рань, говорит он, есть не хочется), слушает утренние новости, одевается. Дорога в общественном транспорте от дома в северной части города до Кировского завода, где мужчина трудится экспедитором в фирме по доставке плитки и сантехники, занимает больше часа. Обычно в метро папа досыпает. Но когда удаётся совладать со сном – читает книги или слушает музыку.
8.00. Работа
8.00. Сергей как штык должен быть на проходной Кировского завода
В течение часа он готовит накладные и загружает товар со склада, чтобы выехать с базы на адреса. За этим занятием в районе 9 часов его застаёт дежурный звонок от супруги: мол, детей в сад и школу отвела.
– У Машки насморк – купи капли и закапай… – наставляет в трубку мама.
– Угу…
– И забери её сарафан из шкафчика, – строчит как из пулемёта поручения супруга.
– Угу…
– И в магазин нужно зайти за продуктами – холодильник пустой. Вроде всё!
– Название капель и продукты напиши эсэмэской, – просит супругу Сергей, – насчёт сарафана постараюсь не забыть. Целую.
Так получилось, что в этой семье бабушки и дедушки далеко, поэтому родители справляются с детьми сами. Девочками после садика и школы занимается папа, мама трудится допоздна. Сергей крутится, как может, чтобы освободиться с работы пораньше и успеть за детьми, – меняется с коллегами маршрутами, просит закинуть накладные на склад. Благо, коллектив мужской, и многие из сослуживцев – сами отцы, поэтому относятся к просьбам Сергея с пониманием.
14.00. Школа
14.58. Из 20 отцов в Настином классе побыть час малярами согласились всего трое. У большинства отцов нашёлся железный аргумент: «Не могу – я работаю». А Сергей смог
Итак, груз развезён адресам, накладные подписаны – можно за детьми. Сергей вспоминает, что в школе у старшей дочери в этот день попросили покрасить в классе стены. Лето, как известно, пора ремонта во всех учебных заведениях, и многие школы, не мудрствуя лукаво, обходятся силами родителей учеников.
Перехватив по пути пирожок, папа доезжает до школы. Забирает из дневного лагеря Настю и приступает к покраске стен. Когда последняя краска нанесена, учительница обращается к папе:
– Сергей Германович, а парты не поднимете? Детям низко сидеть…
После поднятых парт раздаётся следующая просьба:
– Ой, а ещё стулья можете починить?
– Папа может! – кричит Настя, припоминая последнюю рекламу про девочку, уминающую на школьной перемене бутерброд величиной со свою голову, который изваял папа.
Кажется, что наш папа может действительно всё, но оказалось, что у Сергея есть, как говорится, «скелеты в шкафу» – пара «мамских» вещей, которые ему не под силу.
16.00. Детский сад, магазин
– Папа! Настя! – летит навстречу из группы Машка, довольная, что за ней пришли рано.
Тут папа вспоминает про поручение супруги забрать сарафан из детского сада.
– Маш, где у тебя сарафан лежит? – в надежде обойтись без звонка жене, которая занята на работе, Сергей обращается к дочери.
– Я не знаю – всё в шкафу! – отмахивается девочка.
Вот первый из двух «скелетов» в папином «шкафу» – детская одежда.
– Посоветовать девочкам, что надеть, для меня непосильная задача, – поделился Сергей. – Один раз вышел смешной случай. Как-то я отводил младшую дочку в сад сам и одевал её на свой вкус. Супруга вечером приходит за ней, а дочь как светофор – сарафан красный, футболка зелёная, колготки жёлтые, а босоножки – голубые. Она мне говорит: «Ты как её одел?» На что я ей и говорю: «А чё? Зато позитивно и ярко!» После этого когда я куда-то один собираюсь с девочками, то всегда консультируюсь у супруги насчёт одежды.
Сарафан в стопке вещей Сергей всё же нашёл – не без помощи Насти и Маши, конечно. (Правда, в итоге мама забраковала – оказался не тот.)
Из садика троица направляется в магазин за продуктами. Пока папа ходит с эсэмэсочным списком по магазину, девочки, улучив момент, удаляются в отдел игрушек. Через полчаса папа с полной корзиной продуктов находит девочек в отделе в обнимку с какими-то меховыми зверушками.
– Жаль, что нам нельзя эти маленькие игрушечки купить, – театрально закатывая глаза, вздыхает Машка и хитро смотрит на папу.
– Девочки, мы зашли за продуктами, а не за игрушками, – отрезает ровным голосом Сергей и направляется к кассе. Поняв, что номер не прошёл, Маша и Настя послушно ставят игрушки обратно на полки и семенят за папой.
– Я на их уговоры по поводу покупки игрушек обычно не ведусь, – поясняет Сергей. – Они это знают, поэтому пристают ко мне с просьбами крайне редко. А вот маму можно легко уговорить на покупки, и девочки этим часто пользуются. У нас в семье есть уговор: покупаем игрушки раз в месяц, и я считаю, что это правило нужно соблюдать. Правда, мама с девочками считают, что из каждого правила есть исключения.
– Ну, шоколадки-то хоть можно купить, – памятуя о некупленных игрушках, спрашивает Настя.
– Шоколадки можно, – с лёгкостью соглашается папа.
18.00. Дома – ужин, прогулка
19.12. Дети собраны на прогулку. Папа выносит на улицу велосипеды и подкачивает спущенные шины
Добравшись до дома, девочки просят папу погулять на велосипедах.
– Сначала ужин, а потом прогулка! – резюмирует папа, доставая из холодильника оставленный мамой ужин. – Тем более я сам есть ужасно хочу!
Предпочтения девочек в еде отличаются. Настя любит овощи и мясо, а Маша предпочитает курицу. Благо, гарнир они едят один. Поэтому к гречневой каше Маше отец жарит наггетсы, а Насте готовит сосиски и режет овощи. Вообще приготовить для Сергея – не проблема.
– Не торопись, Настюш, прожуй помидор сначала!
– Машунь, ешь быстрее кашу, а то остынет… – за ужином папа то и дело даёт наставления. А девочки делятся событиями прожитого дня. Надо сказать, с папой они довольно откровенны и рассказывают все свои секреты.
– Пап, а мне Лёша сегодня сказал, что он меня больше не любит, – весело рассказывает Настя про своего одноклассника.
– Как не любит? – папу, похоже, эта новость расстроила больше, чем дочку. – И ты не обиделась?
– Нет, главное – я его люблю! – весело мотает головой Настя. – Сегодня не любит, завтра полюбит. Мужчины – существа переменчивые…
– Это ты где услышала? – чуть не подавился гречкой папа.
– По телевизору, – чистосердечно призналась Настя.
– А-а-а, ну тогда понятно, – протянул с улыбкой Сергей.
Так за разговорами проходит ужин, и девочки собираются на прогулку.
– Пап, у меня косичка расплелась, пока я футболку натягивала! – подходит к отцу растрёпанная Маша.
– Ой, попроси Настю – пусть хвост завяжет или иди с распущенными, – советует папа.
Вот вторая вещь, которую Сергей боится как огня, – детские причёски. Заплести девочек, даже завязать им банальный хвостик папа не может.
– Когда у супруги встал вопрос о командировке, – рассказывает Сергей, – я ей сказал: мол, я справлюсь со всеми детскими проблемами, даже одежду ты нам оставишь на все случаи жизни, а вот как быть с причёсками? Кто будет заплетать девочек?
20.00. Досуг
Когда мама возвращается с работы и принимает семейную вахту – купает девочек и укладывает их спать, у папы появляется время на личный досуг. Сергей увлекается футболом.
– Спорт мне необходим как разрядка, – признался Сергей, – от ежедневной рутины, конечно, устаёшь, нужно снять стресс. Кто-то это делает с помощью спиртного. Я предпочитают здоровый способ – побегать в зале за мячом.
Когда Сергей приезжает домой после игры, Настя и Маша, засыпая, задают стандартный вопрос:
– Пап, ты сколько голов забил?
– Два, как обычно, – устало улыбается Сергей.
– Пап, если ты забьёшь десять, то будешь чемпионом, – парирует Маша.
– Я и так чемпион – у меня есть вы! – целует на ночь дочек Сергей.
комментарий
«Достаточно и пяти минут, проведённых вместе с ребёнком»
Светлана Комова, семейный психолог:
– Когда родители делят заботу о детях поровну – это оптимальная модель распределения родительских обязанностей. Папа обязательно должен заниматься детьми примерно столько же, сколько и мама. В такой семье дети развиваются наиболее гармонично, они получают возможность брать пример как с мамы, так и с папы. Равняются на своих родителей, что в будущем, при создании собственной семьи, имеет большое значение.
Однако не во всех семьях папы могут уделять достаточно внимания своему чаду. Сегодня чаще отец берёт на себя роль добытчика денег и уверен, что и так делает достаточно для ребёнка. Это ошибочное мнение. Если папа слишком занят, чтобы проводить каждый вечер с ребёнком, у него есть возможность компенсировать своё отсутствие качеством общения. Иногда и пяти минут, проведённых вместе с ребёнком, бывает достаточно, чтобы ребёнок почувствовал, что его любят. Главное – показать это малышу.
Есть и третий вариант, когда не все кормильцы семьи горят желанием менять памперсы, если мама рядом с ребёнком. Но означает ли это, что они не любят ребёнка? Жёнам мужчин, не торопящихся исполнять родительские обязанности, нужно просто подождать. Возможно, через пару лет роль отца перестанет казаться им второстепенной. Просто есть такие мужчины, которые в молодости не придают должного значения своему отцовству, им ещё хочется «гулять», развлекаться, заниматься своими делами, они искренне уверены, что ребёнок должен быть полностью предоставлен маме. Но многие «непутёвые отцы» со временем взрослеют и начинают уделять ребёнку больше внимания. Каждый папа сам выбирает, в какой степени ему заниматься ребёнком и когда начинать быть отцом. Главное – не упускать времени, которого потом не вернуть.
Софья Прокошева. Фото Александра Гальперина