Культура

Война и мир в одном концерте

15 июня

В Большом зале Филармонии состоялась мировая премьера 31-й симфонии Сергея Слонимского

Одно из наиболее значительных сочинений композитора последних лет планировалось представить в Петербурге ещё весной: симфонию должен был исполнить с темиркановским оркестром дирижёр Геннадий Рождественский, которому она посвящена. Однако концерт был отменён.

Несмотря на эту неудачу, авторский вечер Сергея Слонимского в нынешнем концертном сезоне всё же состоялся, и симфония пришла к слушателю. Исполнял её уже не филармонический коллектив, а симфонический оркестр Театра оперы и балета Петербургской консерватории. За дирижёрским пультом стоял Алим Шахмаметьев.

Конечно, первоначально запланированные исполнители своими именами могли бы собрать больше публики, чем оказалось в итоге в зале. Зато о тех, кто пришёл, можно было с уверенностью сказать, что их интересовала именно современная музыка и именно творчество Сергея Слонимского. А если посмотреть на ситуацию с этой стороны – она выглядит уже оптимистичнее. Тем более что, судя по регулярным аплодисментам между частями произведения, в зале было много новых слушателей. И в данном случае это очень важно. Всё-таки у нашей публики есть определённая инертность мышления: больше ходят на классику, и без того заезженную до предела, а авангарда побаиваются как тяжёлого для восприятия и непонятного. Своим авторским вечером Сергей Слонимский опроверг стереотипы, показав разные грани творчества, – каждая, как оказалось, смогла заинтересовать даже неподготовленного слушателя.

Вечер начался с исполнения раннего сочинения автора – вокально-симфонического цикла на стихи русских лирических и разбойничьих песен «Песни вольницы», написанного в 1959–1961 годах. Солисты Надежда Хаджева и Юрий Власов передали своего рода вокальный диалог двух персонажей – крестьянина-разбойника и любящей его девушки, завершившийся трагически. И если от меццо-сопрано при всей сложности партии хотелось большей естественности, то бас стал стопроцентным попаданием в образ: вот в нём и сила, и драматизм, и удаль молодецкая! Оркестру же в аккуратной передаче мягких, бархатных гармоний и острых, порой задорных и игривых, порой широких и безмятежных мелодий хотелось пожелать большей характерности и рельефности.

Впрочем, совсем другим вышел оркестр на сцену после антракта – на исполнение 31-й симфонии. Собранный коллектив молодых музыкантов не просто сыграл, а «прожил» это произведение от начала и до конца. И по-другому быть не могло. Мощь этого сочинения, боль, заключённая в музыку и буквально «хлынувшая» в зал в первой же части, вызвали неожиданную мысль: это не симфония мирного времени. Неужели так страшно то, что видит композитор сейчас в нашем мире? Или это воспоминания из прошлого?

Но вот в оркестре засуетились звуки городской жизни – и остро, стремительно промелькнула вторая часть. А третья – нежная, страстная и тёплая – «подняла» в финале Колосса.

Все три части симфонии – весьма недлинные, и это всякий раз вызывает сожаление. Эту музыку хочется «думать» дальше, дальше дышать пением струнных и пытаться услышать, что же говорит композитор. И прозвучавших слов явно недостаточно, чтобы понять больше – о себе и обо всех нас.

Концерт завершился исполнением сюиты из балета «Волшебный орех» – яркого и воздушного цикла прекрасных мелодий, где после каждой части хотелось аплодировать. Дирижёр вёл исполнение легко и свободно, и музыканты явно наслаждались творчеством. И становилось удивительно: как много красок и граней в музыке Слонимского и как всё-таки незаслуженно мало мы её слышим!

 

Алина Циопа
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь