Цирк, да и только….
В петербургском Цирке на Фонтанке хотят сместить художественного руководителя Вячеслава Полунина, назначенного на эту должность всего несколько месяцев назад
Сотрудники цирка направили открытое письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой провести конкурс на замещение должности художественного руководителя – генерального директора цирка, «избрав на этот пост человека, болеющего за развитие циркового искусства России». Вячеслав Полунин в курсе обращения и уже его прокомментировал: «Любые перемены всегда вызывают напряжение. Для людей творческих это момент напряжённого поиска новых решений и путей развития. Для других – попытка держаться за старое любой ценой. (…) Наш цирк переживает именно такой момент: кто-то сумеет найти своё место в новой ситуации, кто-то останется в плену своих заблуждений».
Ещё зимой перспективы увидеть в кресле художественного руководителя петербургского цирка Вячеслава Полунина казались фантастикой и несбыточной мечтой. Зачем человеку с мировой известностью браться за столь тяжёлое дело и поднимать с колен то, на что проще махнуть рукой, дав спокойно разрушиться? Гораздо проще было основать нечто новое, и тогда новый коллектив с инициативным лидером поднимался бы как на дрожжах, а старый Цирк Чинизелли постепенно бы всеми забылся.
Вячеслав Полунин пошёл более сложным путём. Привыкнув к победам, он рискнул попробовать воплотить в городе свои яркие фантазии. Что-то уже получилось (взять, к примеру, тот же весёлый «мусорный парад» на Марсовом поле перед выставкой Михаила Шемякина или перформанс «Мойка на Фонтанке»), для многого была заложена база. Можно сказать точно: о цирке заговорили, в его большое будущее поверили. Цирк Чинизелли получил реальный шанс жить не только славным прошлым, но и вновь оказаться в авангарде. Однако первые сложности не заставили себя ждать.
То, что отношения с коллективом сложатся непросто, Вячеслав Полунин понял сразу после назначения. На первой же своей пресс-конференции в новой должности он подчеркнул, что выгонять на улицу из цирка старых сотрудников не будут. Судя по всему, ему не поверили.
Среди причин неудовольствия, на которые ссылаются подписанты обращения (они уверяют, что их – 100 человек), не только кадровые вопросы. Здесь и закупка дорогостоящей мебели и техники, и дистанционное руководство учреждением, и планы замены манежа на сцену во время предстоящего ремонта. Отдельной строкой проходят опасения по поводу сохранения традиций русского цирка.
Речь идёт в первую очередь о развернувшейся в обществе дискуссии, продолжать ли показывать номера с дрессированными животными. Во многих странах от эксплуатации четвероногих в цирке давно отказались, это считается негуманным. И Полунин предложил поставить этот вопрос на общественное обсуждение, объявив приём обращений и подписей в пользу той или иной точки зрения.
И вот недавно Вячеславу Ивановичу было вручено письмо с просьбой отказаться от номеров с дрессированными животными. Его подписали Эльдар Рязанов, Александр и Михаил Ширвиндты, Александр Сокуров, Леонид Ярмольник, Юрий Антонов, Михаил Задорнов, Борис Гребенщиков, Сергей Мигицко, Иван Краско, Сергей Чонишвили и многие другие. Письмо поддержала Санкт-Петербургская академия ветеринарной медицины, Ассоциация практикующих ветеринарных врачей России, Фонд развития ветеринарии, профсоюз ветеринарных врачей Санкт-Петербурга, а также ветеринарные врачи, работавшие в цирке. Также с просьбой исключить из программы цирка номера с животными к Полунину обратилась депутат Законодательного собрания Петербурга Ольга Галкина.
Параллельно центр защиты прав животных «Вита», готовящий петицию «За цирк без жестокости» в целях полного законодательного запрета использования животных в цирковых номерах во всей России, собрал более 23 тысяч подписей и обнародовал видеорасследование, в котором запечатлено, как обращаются с животными дрессировщики за кулисами и в каких условиях они содержатся.
Полунин не стал занимать определённой позиции по этому вопросу, ожидая завершения дискуссии. Однако о сохранении прочих традиций русского цирка заявил решительно:
– Это не вопрос, нужен ли старый цирк. Конечно, нужен. Но для того, чтобы сохранить лучшие его традиции. Однако помимо сохранения этих традиций нужен активный поиск нового, чтобы цирк мог вернуть себе и ту часть публики, которая его покинула.
Трудно сказать, надолго ли хватит сил у клоуна с мировой известностью, чтобы взбаламутить петербургское цирковое болото, сделав из него опрятную лужайку. За последние годы ни одно театральное здание в Петербурге не ремонтировалось или не строилось без конфликтов, а Полунину необходимо провести не только ремонт здания, но и внутреннюю капитальную перестройку работы учреждения. Пока что он не сдаётся:
– Сейчас мы готовим наш корабль к большому и сложному плаванию: уже написаны сценарии новых программ, артисты цирка из разных уголков страны стремятся стать их частью; художники, композиторы, режиссёры, хореографы со всего мира подтвердили своё участие в их создании. Уже заложены основы новой школы клоунов. Наш корабль вот-вот покинет гавань – и всякому, кто хочет нам помочь, найдётся место на этом корабле!
Алина Циопа. Фото Евгения Лучинского