Северо-Запад

На тебе, Боже, что нам негоже...

18 июня

Разваливающиеся храмы Новой Ладоги государство отдало Церкви, но местный приход не в состоянии наскрести денег на их реставрацию

Многие жители Петербурга уже знают, что такое Старая Ладога и чем она славна. Куда меньше обитателей мегаполиса знакомы с Новой Ладогой – городком, построенным в устье Волхова по велению первого русского императора. Если не считать окрестных дачников, то в основном о нём осведомлены рыбаки, которых традиционно привлекают местные водоёмы. Но сейчас, с развитием туризма в Старой Ладоге, планируется возить экскурсии и в Новую Ладогу. Вот только состояние многочисленных памятников архитектуры здесь столь печально, что опытные гиды просто в ужасе: как всё это показывать?!

В принципе, городок хорош уже тем, что центр его практически не тронут уродливым советским новоделом. Купеческие особняки сохранили свой первоначальный вид, на неподвижной воде малых каналов, петляющих между домами, толкутся лодки, по немощёным улочкам бредут чёрно-белые коровы – идиллия.

Но коровьими лепёшками современного туриста уже не умилишь. Подняв глаза от грязной мостовой, он начинает рассматривать улицы и видит, что здесь не было никакого ремонта со времён если не царя Гороха, то с 1950-х годов – уж точно. Особняки перекосились, волнистые стёкла окон едва держатся в рамах, крыши зияют дырами, как и дорожное покрытие, штукатурка упала, кирпич и брёвна сгнили, балконы провалились.

Среди этой разрухи «почётное» место занимают церкви. Одна из них встречает гостей Новой Ладоги – она стоит на въезде в город. Называют её чаще всего Суворовской, хотя посвящена она Георгию Победоносцу. Дело в том, что построил её Суздальский полк, расквартированный здесь, под руководством самого Суворова, который, как утверждают хроники, сам носил брёвна для сруба. Потом деревянная церковь обветшала, решили строить каменную, разработали проект, но у главного мецената купца Ильинского случился пожар: в огне погибло всё его имущество и утверждённый оригинал проекта. Поскольку богаче Ильинского в округе не было никого, ограничились полумерами: выстроили каменную колокольню с трапезной, а всё остальное оставалось деревянным.

В таком виде, ветшая под дождями и снегами, дожила церковь до 1998 года. В то время её занимало объединение «Позитрон» – в церкви делали ёлочные игрушки. И доигрались. В одночасье она стала пепелищем, уцелела только каменная её часть. Тогдашний директор «Позитрона» клялся и божился, что урон возместит. И возместил: кажется, построил для Новой Ладоги полдома. А церковь осталась лежать в руинах.

Архитектор Марк Коляда, замдиректора института «Спецпроектреставрация», разработал проект реставрации Суворовской церкви. И первое, что нужно было сделать, это грамотно разобрать обгорелые брёвна – чтобы видеть, как она была построена. Конечно, разобрали как попало, мотивируя это тем, что плотников-профессионалов не дождаться, а брёвна могут любопытным детям на голову упасть. Но в церкви осталось множество остатков дерева и кирпича, не разобрав которые нельзя начинать реставрацию. Ведь нормальные люди сначала готовят площадку, а потом уже приступают к делу. Причём нужно не просто убрать мусор, а максимально щадящим способом – ведь это памятник архитектуры, и при расчистке завалов может попасться что-нибудь любопытное, что оценят только реставраторы.

К 300-летию Новой Ладоги, которое шумно отметили в 2004 году, тогдашний мэр города Игорь Цыганков обещал, что вот-вот начнётся реставрация Суворовской церкви, которая потом станет филиалом Новоладожского краеведческого музея. Тогда были даже выделены деньги на расчистку и консервацию каменной части церкви, но они были доблестно потрачены на городскую канализацию, впрочем, канализации это тоже впрок не пошло – она опять пришла в упадок. Мэра Цыганкова давно не видать, а в церкви по-прежнему мерзость запустения. Кстати, нынешняя администрация города о проблемах с реставрацией храмов не знает и по-прежнему склонна говорить о канализации.

Несчастную церковь, как и остальные заброшенные храмы города, недавно осмотрели сотрудники всё той же «Спецпроектреставрации» – Ирина Воинова и Инна Заяц. Прибыли они в Новую Ладогу по просьбе настоятеля единственной действующей местной церкви – Рождественского собора. Протоиерей Алексий, зная, что Ирина Воинова была автором проекта реставрации Никольского собора – самой старой новоладожской церкви, обратился с просьбой: осмотреть городские храмы и дать совет, что с ними делать. Просьба эта вызвана тем, что государство, не снимая с этих зданий статуса памятника архитектуры, отдало их епархии. Говоря проще – скинуло: сооружения культовые, что хотите, то и делайте с ними, но в рамках правил использования и сохранения памятников. Все здания, кроме действующего Рождественского собора, в ужасном состоянии. У прихода, разумеется, денег на восстановление всех городских церквей нет, у епархии тоже вряд ли найдётся.

По мнению специалистов из «Спецпроектреставрации», здания храмов не просто в удручающем состоянии – это состояние усугубляется с каждой зимой, которая разрушает их. Реставрация Никольского собора, начатая давным-давно, практически заброшена – нет денег, и то, что было сделано раньше, уже рушится. Мониторингом храмов никто не занимается, структура, которая отвечает за охрану памятников в Ленинградской области, даже не удосуживается заглянуть внутрь гибнущих церквей. Во всяком случае, Ирина с Инной не смогли осилить полностью заржавевший замок в одном из храмов – так давно никто его не открывал. По словам реставраторов, даже если они привлекут к детальному осмотру объекта своих студентов – обе преподают в Архитектурно-строительной академии, – эта работа обещает быть очень долгой и трудной, а главное – бесполезной, если за нею не последует собственно реставрации. Добудет ли отец Алексий денег на приведение городских храмов в порядок и если да, то как скоро – реставраторам неизвестно.

Татьяна Хмельник. Фото Александра Потравнова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь