Общество

Курили, курим и курить будем?

20 июня

Как работает антитабачный закон, вступивший в силу три недели назад


Когда у полицейских дойдут руки до курильщиков, 15-метровую зону от входа в метро им придётся отмерять на глазок – никаких ограничительных линий, разумеется, никто рисовать не собирается


1 июня вступил в силу антитабачный закон, ограничивающий зоны для курения. Вопросов и претензий у противников закона было много. Один из доводов: этот закон должным образом всё равно исполняться не будет: граждане наплюют, а власти не накажут. Мы решили проверить этот тезис на практике, пройдясь по запрещённым точкам.

Начнём с бессмысленных ограничений, введённых законом, – с мест, где курить и так было нельзя. Сюда относятся автозаправки, лифты, помещения социальных служб, авто- и железнодорожных вокзалов, речных и морских портов, а также все виды общественного транспорта. Здесь люди как не курили, так и не курят. Единственный пункт (даже подпункт), который имеет хоть какой-то смысл, – такси. Это ведь тоже общественный транспорт.

Когда я достала сигарету, водитель и бровью не повёл. На мой вопрос, не знает ли он о запрете, недоумённо пожал плечами:

– Это абсурд. Человек заплатил за машину, имеет право делать, что хочет, – считает Владимир, курильщик с многолетним стажем. – Хотя сам я при клиентах никогда не курю, только во время простоя или когда еду один.

 


Несмотря на то что такси является общественным транспортом, водители и не думают запрещать курение в салонах

 

Между тем в новом законе хватает пунктов, которые запрещают курить там, где, скорее всего, дымить всё равно будут, несмотря на запрет. В первую очередь речь идёт о 15-метровой антитабачной зоне у станций метро. Выхожу из метро «Чкаловская», прямо на ступеньках девушка курит, поглядывая на часы. Подхожу с вопросом. О законе она слышала, но… забыла.

– Знаете, как-то на автомате закурила, – признаётся Елена. – Жду подругу, она запаздывает, вот и решила время убить. Пойду затушу.

Шанс проверить служителей закона всё же предоставляется – на выходе из вестибюля станции «Пионерская» стоят двое полицейских, вглядываясь в людской поток. Демонстративно закуриваю в паре метров от них. Ноль реакции. Интенсивно затягиваюсь, стараясь выпустить как можно больше дыма. Наконец удаётся привлечь внимание: один из сотрудников органов неспешно подходит ко мне.

– Девушка, вы не могли бы не курить у метро? – почти нежно произносит он.

Послушно удаляюсь, сканирую территорию – у входа действительно никого из собратьев по сигарете не вижу. Остаётся лишь порадоваться. Но надолго ли хватит терпения полицейских? Что же им теперь, дежурить у входа целый день, шугая нарушителей?

Ситуация осложняется тем, что пока, кроме устного предупреждения, повлиять на курильщиков полицейским нечем: штрафы за курение в общественных местах ещё не прописали в Кодексе об административных правонарушениях. Так что пока курильщики могут продолжать дымить у метро без риска раскошелиться. Соответствующие поправки планируют принять до августа, а действовать они начнут… с января 2014-го. Выложить за вредную привычку придётся от полутора до трёх тысяч рублей, в зависимости от тяжести правонарушения. К слову, это не так страшно в сравнении с заграничным опытом. В Сингапуре нарушитель аналогичного закона заплатит в переводе на российские рубли от 5 до 12 тысяч, в Германии или Великобритании закуренная в общественном месте сигарета может облегчить кошелёк на сумму до 1000 евро.

Следующий пункт – подъезды, или, по-законодательному, помещения общего пользования многоквартирных домов. Тут в отличие от вокзалов и метро полиция не частый гость. Кто же будет следить за исполнением запрета? Очевидно, сами жильцы, причём – как и раньше – некурящие. В моём доме, например, кампания по борьбе с курением началась задолго до того, как закон вызрел в недрах Госдумы. Деятельный председатель ТСЖ сочинил грозное объявление, призывая курильщиков не превращать подъезд в «общественную уборную, где невоспитанные люди справляют свои нужды». Далее следовали прямые указания обращаться с жалобой к участковому. Не знаю, воспользовался ли кто-то из жильцов инструкцией – по большому счёту, на лестнице и без того курили немногие. И эти немногие пока продолжают.

 


В этом подъезде курить пытались запретить ещё до принятия закона. Но курят в нём и после 1 июня

 

Теперь отправимся в аэропорт. Если до 1 июня приверженцы вредной привычки могли «отравиться» в специальной стеклянной кабинке, то теперь справляться с предполётным волнением приходится другими способами. Впрочем, кабинки пока остались на прежних местах, просто они закрыты и снабжены табличкой с пояснением «с 1 июня курение в аэропорту запрещено». Вскоре, сообщили в ООО «Воздушные ворота Северной столицы», их демонтируют.

И, наконец, пожалуй, единственная дельная мысль, которая пришла в голову авторам закона: оградить от дыма детей, запретив курить на детских площадках. Но опять же вопрос: кто за этим будет следить? Единственная разница – теперь родители смогут не просто взывать к совести нарушителей, но и ссылаться на букву закона.

…В общем, пока кардинальных изменений не наблюдается. Сами курильщики подтверждают – для них всё осталось, как было, – они продолжают курить там, где привыкли, а где не привыкли – не курят по-прежнему.

– Я никогда не стану дымить, если рядом со мной люди, которым это может помешать, – говорит Сергей Воронин, не расстающийся с сигаретой уже почти 20 лет. – Мне нетрудно отойти на пару шагов, чтобы не беспокоить окружающих. Конечно, отсчитывать 15 метров от метро или вокзала я вряд ли буду – да и кто станет? А, например, не курить в подъезде для меня сложно – дома двое детей, жена некурящая. Раньше мы жили на четвёртом этаже, спускаться на улицу, тем более в холод, не хотелось. Сейчас квартира на втором этаже, выйти нетрудно, к тому же лето. Но зимой опять переберусь в подъезд. Конечно, надо уважать чувства других людей, я стараюсь это соблюдать. Но и бросать курить не собираюсь.

 

точка зрения

Всех не оштрафуете!

Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»:

Принять закон, который не подкреплён законодательством, – это по-нашему. Галочка поставлена: «меры приняты». А дальше – хоть трава не расти. Но даже после того, как законодательство будет приведено в соответствие с новым законом и курение в неположенных местах будет грозить реальным штрафом, даже тогда, уверен, мало что изменится. Ну, дежурный полицейский у выхода из метро или при входе в какое-нибудь высокое госучреждение погоняет немного нарушителей…

Подобные законы у нас в последнее время принимаются регулярно. Вспомнить хотя бы законы о тишине или о запрете пить пиво на улице – оба они фактически не работают. Причина же всегда одна: стремление наших депутатов – как федеральных, так и городских – решить чуть не все социальные проблемы с помощью законов глубоко ошибочно.

Во-первых… Спору нет, курить там, где гуляют дети, надуваться пивом в парке или орать пьяные песни хоть в будни, хоть в выходной плохо. Уточню: очень плохо. Но если, несмотря на самые строгие штрафы, ни народ, ни полиция на это никак не реагируют – что толку в законе? Он ведь только дискредитирует власть. А у нас чаще всего именно так и происходит: в доме, где я имею счастье проживать, как курили на лестнице, так и курят, а мои соседи сверху (пьянь застарелая) как врубали на полную мощность магнитофон, так и врубают. Да что я вам рассказываю, вы и сами приведёте мне кучу примеров про тех, «кто мешает нам жить»!

А во-вторых, подобных нарушителей правил общежития – миллионы, и даже при том, что численность сотрудников МВД России достигает 1,3 миллиона человек, к каждому горлопану, пивнюку, а с недавних пор и к курильщику полицейского не приставишь.

Всё это вовсе не означает, будто я призываю смириться с тем, что нас окружает. Ни в коем случае! Просто я уверен, что порядок у нас в домах, на улицах, в общественном транспорте появится не по требованию закона или полицейского, а по требованию тех, кто не желает мириться с мелким хулиганством. А для этого таких не желающих должно стать много, очень много – всё общество.

 

Много дыма – и ничего

Степан Морозов, публицист:

То, что попытки досадить курильщикам, гордо именуемые законом «Об охране здоровья граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», не дадут никакого эффекта, было ясно задолго до 1 июня. И дело тут даже не столько в том, что полицейские пока не могут штрафовать нарушителей. И даже не в том, что полицейским нет и не будет никакого до них интереса. Просто закон этот по классической русской традиции спущен сверху – заботливые отцы решили оградить своих нерадивых детей от табачных напастей. И отцов, понятное дело, совершенно не волнует, что по этому поводу думают сами дети. А что они думают?

Дети – всё-таки взрослые люди и отлично понимают, что курить вредно. Это понимают и те, кто курит, и те, кто не курит. Но вот что плохого в том, чтобы задымить в 15 метрах от метро или в ресторанном зале для курящих, в стеклянном аквариуме аэропорта или у форточки на лестничной площадке, дети пока не понимают. Нет, может быть, когда-нибудь и поймут. Но пока – увы. Ну вот не испытывают наши люди острой неприязни к курящим на платформах пригородных электричек или в тамбурах поездов дальнего следования.

Но отцам это всё до лампочки – им лучше знать, что хорошо, что плохо. И именно поэтому, употребляя словосочетание «слуги народа», мы всегда ставим его в жирные иронические кавычки. Казалось бы, антитабачный закон – пустяк. Но в этом пустяке, как в слезе курильщика, отражается выработанная в нашей стране веками система «гражданин – государство». Государство – отец родной и гонитель, благодетель и надсмотрщик в одном лице. Гражданин – непослушный ребёнок.

Но есть ведь страны, где законы – адекватный ответ государства на запросы общества! Вот решили финны, что разжигать костры где попало плохо, – и не разжигают. И соответствующий закон – лишь оружие в руках нанятого ими на службу (!) государства. Решили, что за утилизацию мусора надо платить (чтобы чисто вокруг было), – и платят. Решили, что можно курить у вокзалов, – и курят. Всё, что делает государство, – оформляет общественные настроения в законы. У нас – всё наоборот.

…Ну а что же всё-таки делать с курением? Методов борьбы – уйма. Взвинтите цены на табак – многим не захочется платить за дорогое удовольствие. Разместите на пачке леденящие кровь фотографии – и детская рука не потянется к этой пачке. Запретите рекламу сигарет – уже польза. Но, видимо, эти (не просто эффектные, а и эффективные) меры ударят по многим солидным карманам. Так что лучше пускать дым в глаза...

 

С 1 июня 2013 года курение запрещено:

• на воздушных судах без ограничения продолжительности полёта;

• на всех видах общественного транспорта;

• на станциях метро, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, морских и речных портов, аэропортов;

• в помещениях социальных служб;

• на автозаправочных станциях;

• в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения станций метро, железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов;

• в помещениях общего пользования многоквартирных домов, лифтах;

• на детских площадках.


С 1 июня 2014 года курение будет запрещено:

• в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозке пассажиров;

• на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

• в гостиницах;

• в магазинах и торговых центрах, нестационарных торговых объектах;

• в ресторанах, кафе и барах.

Анастасия Ложко. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2