Рэйф Файнс учит русский
Седьмой международный кинофестиваль «Зеркало», который уже второй год проходит не в Иваново, а поблизости – в приволжском городке Плёс, завершился победой китайского фильма «Яйцо и камень» молодого режиссёра Хуан Цзи.
Драматичные события из жизни совсем юной девушки – изнасилование, беременность, аборт – показаны жёстко, резко, без сантиментов. В Китае этот фильм запрещён к показу, зато в мире имеет большой фестивальный успех. До награждения в Плёсе он уже получил приз в Роттердаме. Режиссёр Хуан Цзи, прелестная китаянка, живёт с семьёй в Париже. В Россию приехала с мужем-японцем Рюдзи Оцукой, оператором и продюсером, а также с крошечной дочкой, которая ещё не научилась ходить, но вместе с родителями смотрела фильмы и ни разу не закапризничала и не заплакала.
Приз зрительских симпатий завоевали «Небесные жёны луговых мари» Алексея Федорченко, завораживающе красивая картина, достоверно-этнографическая и сказочная одновременно. Приз Алексею и его актрисам вручал выдающийся артист мирового кино Рэйф Файнс. Слова поздравления призёрам Файнс произнёс по-русски. Оказывается, он сейчас активно учит русский язык. В 2011 году британский артист впервые был в Иваново, вместе со всеми посетил Плёс и Юрьевец – родину Андрея Тарковского, тогда же президент «Зеркала» Павел Лунгин предложил ему войти в попечительский совет фестиваля.
На этот раз Рэйф Файнс приехал в Плёс на два дня, ему предоставили старинный русский гостевой домик рядом с Домом-музеем Левитана. Он был счастлив. По утрам открывал деревянные ставни, выходившие в небольшой красивый сад, ждал гостей для утреннего чаепития – режиссёра Веру Глаголеву и продюсера Наталью Иванову. Этой дружбе уже два года. Как раз в свой первый визит в Иваново Рэйф Файнс получил приглашение сыграть в экранизации пьесы Тургенева «Месяц в деревне» и отнёсся к этой идее с искренним и благожелательным интересом. Но поскольку расписание суперзвезды (ещё в 1997 году журнал Empire включил Файнса в список 100 лучших кинозвёзд всех времён) составлено надолго вперёд, пришлось ждать, пока у него появится возможность приехать в Россию для участия в фильме.
Но всё сложилось, потому что Рэйф Файнс, как оказалось, давно мечтал о роли Михаила Александровича Ракитина в пьесе своего любимого русского писателя Ивана Тургенева. Это не удивительно, ведь Рэйф, потрясающе талантливо воплотивший в фильме своей сестры Марты Файнс образ пушкинского Евгения Онегина, настоящий знаток и ценитель русской литературы. Кроме того, он очень увлечён ХIХ веком, ему нравятся костюмы, интерьеры, а главное, лица ушедшей эпохи.
В фильме Веры Глаголевой «Две женщины» (это первое название тургеневской пьесы) главную женскую роль, жену богатого помещика Ислаева Наталью Петровну, сыграет петербургская актриса Анна Астраханцева. У Анны по-хорошему «несовременная» внешность.
– Я всю жизнь мечтала об этой роли, – признаётся актриса. – В студенческие годы выходила на сцену Верочкой и всегда надеялась, что когда-нибудь сыграю Наталью Петровну. Актёрские мечты иногда сбываются. Для меня необыкновенная мистика ещё и в том, что моим партнёром будет великий Рэйф Файнс.
Ещё одна знаменитая актриса из города на Неве – Лариса Малеванная – будет в фильме матерью Ислаева, которого сыграет Александр Балуев.
На роли молодых героев – воспитанницы Верочки и студента Беляева – выбраны дебютанты: Никита Волков и Анна Ливанова. Никита учится в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, Анна – в одном из театральных вузов Москвы.
Экранизация знаменитой во всём мире пьесы русского классика объединила усилия нескольких стран. «Две женщины» – большой международный проект, копродукция России, Франции, Латвии, при участии Великобритании. Режиссёр Вера Глаголева решилась на отважный шаг: в эпоху технологичного, зрелищного кино, когда на первый план выходят компьютерная графика и спецэффекты, она собирается перенести на экран камерную, тонкую пьесу русского классика.
– Эта пьеса ставилась и снималась уже столько раз на стольких языках, что очевидно: она интернациональна, – говорит Вера. – Мне хочется, чтобы в героях нашего фильма сегодняшние зрители узнавали самих себя, пусть и в одеждах девятнадцатого века. Да, жизненные критерии поменялись, но нравственные проблемы остались те же. Кому адресована эта история? Любому, кто ищет искренности в современном мире, кто не потерял способности «слышать» сердцем, кто не боится любить.
Ольга Галицкая, киновед, из Плёса, специально для «НВ»