Дети должны быть дома
Поддержав Андрея Аршавина в его желании вернуться в «Зенит», Алексей Миллер в который раз доказал верность выбранному курсу
Что ни говори, а кто-то в «Зените» явно окончил режиссёрские курсы. И сценарии писать в клубе умеют – на загляденье. Возвращение Андрея Аршавина ещё одна забойная серия этой вовсе не мыльной оперы. Да и вообще не оперы – скорее, драмы, которая вот уже который год разворачивается на наших глазах. Драма называется «Зенит». XXI век». Действующие лица всем известны. Художественный руководитель – глава «Газпрома» Алексей Миллер.
– Дело даже не в том, что Аршавина хочет видеть Спаллетти, а в том, что Аршавин – наш воспитанник, – сказал Алексей Борисович, когда накануне его попросили прокомментировать информацию о де-юре ещё не состоявшемся возвращении. – Аршавин – великий российский футболист, великий петербургский спортсмен. И будет правильно, если он закончит карьеру в родном клубе.
В этих словах – то, что называется стратегическим мышлением, которое свойственно большим руководителям (как художественным, так и всем прочим). В этих словах – понимание того, что Аршавин не просто футболист, способный выдавать ту или иную сумму технико-тактических действий. Он легенда, сказка. Аршавин – это даже не страница, а дюжина блестящих и драматичных страниц в зенитовской пьесе, в зенитовской книге, в книге Петербурга, если хотите. И эта история должна закончиться красиво. Или некрасиво. Но она должна закончиться, и последняя глава будет называться «Аршавин дома».
Что будет в финальных сценах – это уже зависит от самого футболиста: тут ему полный простор для импровизации. Захочет, сможет – финал будет завораживающим. Примерно таким: «Вернувшись домой, 32-летний Аршавин доказал, что многие поторопились списывать его в утиль. Он вновь стал лидером «Зенита», блеснул в Лиге чемпионов, пробился в сборную, а в 33 года ярко напомнил о себе всему миру на первенстве планеты в Бразилии».
Ну а не захочет или не сможет… Пока можно, почти не боясь ошибиться, сказать: хочет. А это уже немало. Точнее, это и есть самое главное на сегодня. Не будь этого выстраданного желания – желания вернуться, играть, доказать, воскреснуть, – Аршавина в «Зените» бы не было. Как нет сейчас в команде другого заметного героя – Игоря Денисова. Этот не захотел (стать легендой) – что ж: вольному воля. Останется отрицательным персонажем в не самой удачной сцене…
Причём Алексей Миллер и тут верен своей стратегической линии.
«Мы дорожим нашими воспитанниками, и я не исключаю, что через некоторое время Денисов сможет вернуться в «Зенит» – вот такие слова прозвучали вслед человеку, который, как ни крути, ушёл за деньгами. И который кроме проклятий нынче мало что слышит в свой адрес.
Но Миллеру не привыкать к роли отца блудного сына. Аршавин возвращается в «Зенит» уже во второй раз. А до него вернулись Быстров, Кержаков… Оба – по воле художественного руководителя. И оба, вернувшись, заиграли так, как никогда в жизни.
Все эти детки, что скрывать, те ещё красавцы. Проблем с ними не оберёшься. Но Миллер гнёт свою линию. Потому что «Зенит» все эти годы – не завод по производству побед (это лишь следствие), а настоящий театр. И когда речь заходит об отношении к возвращению Аршавина, весь вопрос в том, любите ли вы этот театр так, как любит его он.
Павел Шевченко, спортивный обозреватель «НВ». Фото ФК «ЗЕНИТ»