Северо-Запад

Время собирать шишки

25 июня

В Архангельской области борются с кризисом лесной отрасли

О кризисе в лесной отрасли как Северо-Запада, так и России в целом говорят уже не первый год, но, похоже, именно сейчас ЛПК вышел на «момент принятия решения», за которым последует либо начало возрождения, либо дальнейшее падение производства. На недавнем президиуме Госсовета в Улан-Удэ президент Путин официально заявил, что вклад лесной отрасли, когда-то бывшей одной из главных «валютных кузниц» в стране, в государственный ВВП в последние годы значительно сократился.

Первым делом кризис «зелёной» промышленности, конечно, задел традиционные лесные края России, такие, как Архангельская область. И хотя, как утверждают руководители ЛПК Поморья, ситуация, сложившаяся в регионе, всё-таки не столь удручающая, как у соседей, однако находящиеся на грани банкротства два крупных лесозавода и целлюлозно-бумажный комбинат в столице некогда «всесоюзной лесопилки» уже повлекли рост социальной напряжённости в городе. И здесь проблемы «лесного» министра Поморья Сергея Шевелёва оборачиваются проблемами и головной болью его коллеги и однофамильца, министра труда, занятости и соцразвития региона Павла Шевелёва.

О том, как глубоко уходят корни лесного кризиса в России, мнения профессионалов во многом схожи. Принятый ещё в 2006 году и действующий ныне Лесной кодекс сразу стал предметом яростной критики работников отрасли. Даже признавая, что в этой сфере России многое нужно было менять, профессионалы сетуют на то, что новый документ уж слишком радикально перестроил десятилетиями складывающуюся систему. Сегодня, пожалуй, у всех «лесных» регионов и отраслей России к этому документу масса претензий. Депутаты Томской области на днях вышли с инициативой в Госдуму об изменении нескольких статей Кодекса. Самые же последовательные противники действующего документа утверждают, что легче будет разработать и принять новый Лесной кодекс.

ЛПК Архангельской области во многом страдает и от проблем, разразившихся в соседних регионах. Лесозаготовительные предприятия юга региона, традиционно ориентированные на комбинаты Карелии, где кризис начался раньше, лишились рынка сбыта. Впрочем, проблемы ЛПК выражаются как в объективных, так часто и в субъективных причинах. Первые – снижение закупочных цен на продукцию на зарубежных рынках, на которые в основном работают многие российские предприятия.

– О проблемах отрасли – и в Архангельской области, и в целом по России – говорилось давно, и кажется, теперь уже все всё понимают: если сегодня не предпринять усилий – значит окончательно провалить весь лесной комплекс страны, – считает министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Сергей Шевелёв. – И те поручения, которые дал президент Путин по итогам недавнего «лесного» Госсовета, сформированы во многом и на основе предложений Архангельской области. Они касались в том числе субсидирования процентных ставок по кредитам на перевооружение и строительство новых перерабатывающих объектов лесной отрасли.

По сути, причина кризисов, охвативших сегодня остановленные Соломбальский ЦБК и лесозаводы Архангельска, – непроведённая вовремя модернизация и как следствие потеря конкурентоспособности из-за высоких затрат на производство. Не была обеспечена и собственная сырьевая база, как это практиковалось в советское время: доступной древесины в придорожных и приречных районах почти не осталось. Потеряна и старая система сплава – плотов на Северной Двине, на которой давно не проводились дноуглубления, сегодня почти не увидеть. Последней же каплей для них стал мировой системный кризис и падение спроса.

– Да, у ряда крупных предприятий ЛПК Архангельской области есть сегодня серьёзные проблемы. Но это всё частный бизнес, и вмешиваться в их дела, оказывать им финансовую поддержку мы даже не имеем права, – подчеркнул министр. Основную ответственность должен нести неэффективный менеджер – у многих предприятий собственники находятся в Москве и даже за границей.

Будущее отрасли – высокотехнологичные производства и более глубокая переработка древесины, именно такой товар сегодня более востребован. На юге области сегодня немало перспективных производств. Лесной бизнес словно перемещается с севера Поморья, из Архангельска, ближе к центру России, больше ориентируется на внутренний рынок и переработку низкосортной древесины. Есть перспективы расширения фанерного производства. А ещё в Поморье последние годы наконец активно занялись сбором семян, строительством лесосеменных центров и посадкой будущих хвойных лесов. Министр Шевелёв называет это направление работы архистратегическим для будущего отрасли и намерен на базе областного Лесного селекционно-семеноводческого центра в Устьянском районе в будущем выйти на два урожая саженцев в год. Жаль, что у его предшественников не было таких возможностей…

Лесная отрасль России находится сегодня на одном из самых низких показателей за всю историю. И последние поручения президента правительству, принятые с учётом мнения «лесников», должны эту ситуацию изменить. В частности, до 1 октября должны быть разработаны и утверждены основы государственной политики в области использования, охраны и воспроизведения лесов, а до 20 декабря – внесены в федеральное законодательство изменения, связанные с конкурсами на аренду лесных участков, купли-продажи лесных насаждений, охраны лесных участков, нормативов защитных лесов. К февралю 2014 года в России должна быть разработана и введена в действие единая государственная информационная система учёта заготовки древесины.

 

тем временем…

«…На заведомо невыгодных условиях»

Прокуратура Архангельской области возбудила уголовное дело по факту преднамеренного банкротства расположенного в столице региона лесозавода № 3. Следователи считают, что в течение всего прошлого года руководство этого некогда цветущего, а ныне зарастающего сорняками предприятия, «не имея острой производственной необходимости, заключило ряд сделок на заведомо не выгодных для лесозавода условиях». Производству был нанесён ущерб в 48 миллионов рублей, сотни человек потеряли работу. Даже для того, чтобы просто получить назад свои трудовые книжками, сотне бывших работников пришлось штурмом брать закрытый на замок офис.

 

прямая речь

«Всё было понятно ещё пять лет назад…»

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

– То, что мы получили по третьему лесозаводу, Соломбальскому ЦБК и ряду других лесоперерабатывающих предприятий, – это всё недооценённые риски и подход временщиков. Может, не так жёстко нужно высказываться в адрес Соломбальского ЦБК, но и там риски не просчитали. То, что небелёная целлюлоза стала замещаться южноамериканской и то, что рынок трансформируется и нужно срочно перестраивать производство, было понятно ещё пять лет назад. Кто-то сумел выйти на новые решения. Кто-то – нет. Что касается государства, то оно выполнило свои полномочия по развитию отрасли на 50 процентов. Однако новых условий для дальнейшей модернизации создано не было.

Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь