Планета

Эстонцы железо на ветер не бросают

26 июня 08:43



Старую технику в маленькой прибалтийской стране не сдают в металлолом, а размещают в музейных экспозициях и бережно хранят

Техника чаще всего стареет быстрее, чем человек. Где сейчас паровозы и пароходы? Где телефоны с диском? Где ламповые телевизоры? Где «Победы» и «Икарусы», стиральные машины «Сибирь» и радиолы? Как правило, они остались только на фотографиях, а их раскуроченные остовы давно сгинули в недрах мусорных полигонов. Но есть люди, которые любят старые агрегаты. Собиратели, реставраторы и популяризаторы показывают нашим детям, как выглядели механизмы, устройства и машины прошлого. Эстонские музеи и выставки техники – тому яркий пример.

Возьмём, к примеру, собрание старых пожарных машин на хуторе Валду Вялимяэ, что неподалёку от станции Кяревере в уезде Ярвамаа. Мы узнали о нём случайно – кто-то из посетителей выложил в интернете фотографии. Длиннющий ряд старых автомобилей, стоящих в чистом поле, был виден даже на «Гугле». Собственно, так мы его и нашли, ибо никаких указателей на дороге нет.

Издали увидели эти машины, подъехали, остановились поодаль, подошли к пожилому человеку, вокруг которого бегали дети и собаки. Мы спросили, можно ли сфотографировать машины. Валду Вялимяэ охотно согласился и стал показывать свои раритеты. Попутно немного рассказал о себе:

– Я всю жизнь работал механиком, машины знаю и люблю. И как-то жалко мне было видеть, что их списывают в металлолом. Вот и стал их забирать себе. Земля у меня есть, семья не была против. А почему именно пожарные машины? Да потому, что я ещё и член добровольной пожарной дружины. У меня есть и действующая пожарная машина, вот она!

И правда – в стороне от неподвижных раритетов стоит и блестит, как лошадь перед скачками, «вольво» 1967 года выпуска. Валду этой машиной гордится:

– Я её до винтика знаю, сам всё перебирал-чинил, она мне ещё двадцать лет прослужит. Как только где-то в окрестностях пожар – мне звонят, я еду тушить. Платят 50 евро за час работы и ещё стоимость бензина возвращают – нормально…

А другие старые машины, конечно, не на ходу, их надо в порядок приводить, на некоторых и двигателя давно нет. Я вам по секрету скажу: лучшие мои машины не здесь. Они стоят по разным выставкам старой техники, скажем, в нашем Музее пожарной техники в Ярва-Яани. В других городах есть мои агрегаты типа мотопомп. Вот только перево-зить всё это слишком дорого…

Рядом с блестящей «вольво» стоит не менее блестящий советский БТР. Отзывчивая душа Валду не устояла перед обаянием стального монстра, которого везли в переплавку:

– Я его выкупил и отремонтировал, он на ходу, но по дорогам ездить на нём не могу – полиция не разрешает, слишком уж он широкий. Я из-за этого даже на парад военной техники в Силламяэ не попал нынче, а ведь меня звали! Кстати, у вас нет старого молоковоза?

Увидев наше недоумение, Валду пояснил:

– Мой друг собирает молоковозы и никак не может найти образец на базе ГАЗ-51. Ему хотя бы бочку оригинальную, тогда мы другой ГАЗ-51 приспособим! Но, к сожалению, советских молочных бочек не осталось, похоже, во всей Эстонии… Может, в России найдётся? Вы мне сразу сообщите, мой друг заберёт!

Конечно, после такой выставки захотелось посетить и музей в Ярва-Яани. Оказалось, что в этом крошечном городке аж два сходных учреждения: собственно Пожарный музей и «Приют старой техники». Есть, правда, ещё Музей кино с древними киноустановками, но это уже совсем на любителя. А в Пожарном музее на макете здания вам доходчиво объяснят 27 причин возникновения пожара, а также дадут поглазеть и пощупать разные брандмейстерские раритеты.

Но ещё интереснее «Приют». Вход в него бесплатный – кто хочет, тот добровольно опускает монетку в «кассу», сделанную из «горбатого» «Запорожца». Чего здесь только нет! И военная техника, и сельскохозяйственная, и строительная, и легковые машины, и автобусы. Они действительно старые, облупленные, порой покрашенные в диковинные цвета, но почти все – с номерами.

Красили машины, разумеется, прежние хозяева, причём старая краска держится лучше, чем теперешняя, – например, с микроавтобуса «скорой помощи» почти совсем ободралась эстонская надпись, зато вылезла старая советская…

Сейчас в музее около 300 машин, и эта большая площадка выглядит как натуральный приют для состарившихся железных коней, которые больше не могут пахать, но зато способны порадовать нас своим архаичным и каким-то очень добрым, пусть и постапокалиптическим видом.

Есть в Эстонии и Музей сельскохозяйственной техники, где выставлены колёсные и гусеничные тракторы, бульдозеры, экскаваторы, комбайны, в основном – советские, часть машин сделана на Таллинском экскаваторном заводе. А под Тарту в поместье Юленурме действует выставка, где можно увидеть паровые и дизельные трактора, разнообразные крестьянские повозки. На ещё один паровой трактор – локомобиль – можно посмотреть в усадьбе Палмсе (уезд Ляане-Вирумаа). Он не отреставрирован и выглядит как странный железный жук на зелёном лугу. Зато в городке Табивере такой локомобиль приведён в порядок и поставлен на постамент.

Ну и без железнодорожных музеев в Эстонии, конечно, тоже не обошлось. Здесь нет такого внушительного собрания техники, как в Петербурге на Варшавском вокзале или в Переславле-Залесском, но имеются свои раритеты. Скажем, вокзал в городе Хаапсалу стал музеем – железную дорогу закрыли из-за нерентабельности в 2004 году, рельсы продали, а паровозы, вагоны и разные дорожные принадлежности – оставили…

Музей бывшей станции Лавассааре рассказывает о добыче торфа в здешних болотах и доставке его на предприятия. Эта линия работала до 2008 года и затем  была разобрана, остался только маленький участок на станции, где и стоит вся техника. Лесовозные узкоколейки тоже не остались без внимания: у деревни Авинурме уезда Ида-Вирумаа специально для музея восстановили железнодорожный мост через реку, на него поставили мотовоз «Онежец» (говорят, даже в Петрозаводске такого не сохранилось!), два вагона и платформу с брёвнами. Эта железная дорога работала до 1972 года и перевозила и грузы, и пассажиров.

Словом, как ни крути, а маленькая Эстония буквально набита крошечными, держащимися исключительно на энтузиазме своих хозяев музеями, они есть в каждом городе и во многих деревнях. Прибыли особой они не приносят, но содержащие их энтузиасты заняты любимым делом, а значит, работают не за страх, а за совесть.

 

между тем...

  • Прошлая зима в очередной раз показала: если столбик термометра опустился ниже 16 градусов, приобретённые в последние годы современные пожарные и спасательные машины Ида-Вируской спасательной службы с места не сдвинешь никакими усилиями. Поэтому вся тяжесть работы ложится на добрые старые ЗИЛы, верой и правдой служащие людям ещё с советских времён. Они жрут по 50 литров топлива на 100 километров, но зато заводятся без всяких проблем.
  • Когда пару лет назад Спасательный департамент Эстонии столкнулся с вопиющей нехваткой денег, пожарные нашли простейший выход из положения. Сбросив грубую рабочую одежду и выставив напоказ свои обнажённые накачанные тела, они сфотографировались для настенного календаря, получившего название «Укротители огня». На первой странице издания было указано, что с помощью доходов от его продажи они планируют финансировать проекты, которые государство поддержать не может. Однако никаких сообщений о том, сколько и на что конкретно было перечислено «календарных» евро, до сих пор не появилось…
  • Спасательный департамент Эстонии в прошлом году получил 4778 вызовов через автоматические противопожарные системы. На все сигналы выезжали бригады. Однако пожар приходилось тушить только 19 раз.
  • Причиной ложных вызовов зачастую являются произвольные сбои, однако в большинстве случаев основная проблема заключается в том, что такие системы обслуживаются либо нерегулярно, либо некачественно.

Татьяна Хмельник. Фото Александра Потравнова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
66.01
0.015 (0.02%)
Курс Евро
75.32
0.42 (0.56%)
Погода
Сегодня,
19 ноября
понедельник
0
Ясно
20 ноября
вторник
0
21 ноября
среда
-1
Ясно