Браконьеры поневоле. И их хозяева
Многие жители Заполярья просто вынуждены ловить рыбу незаконными способами. Но наживаются на этом вовсе не они
Сейчас браконьеров ловит сразу несколько контролирующих органов, но с каждым днём в Мурманской области растёт число рыбаков-нелегалов. Растёт и число подпольных магнатов, зарабатывающих на них состояния. Ведь корень проблемы лежит не в экономической, а в социальной плоскости.
Село Териберка. Ещё недавно здесь был колхоз-миллионер, рыбозаводы, сытое и благополучное население. Но сейчас населённый пункт больше всего подходит для экстремального туризма. Половина домов заброшена, на берегу – скелеты лодок и небольших судов, которые никогда уже не выйдут в море… Немало жителей уехало в более крупные города, но не у всех есть на это возможности. И те, кто остался, рады любой работе. Ещё недавно надежду в местное население вселил Штокмановский проект. Рядом с Териберкой собирались строить завод для сжижения газа. Но пока инвесторы проекта менялись как перчатки, а потом долго раздумывали, кто и сколько вкладывает, американцы, которым, собственно, и собирались продавать топливо, нашли более дешёвый способ его получения. Так Териберка и не увидела своего ренессанса.
Так что теперь единственное светлое пятно – небольшая рыбофабрика, открытая одним из предпринимателей. Правда, на ней трудится лишь малая часть местных жителей. Остальные… Они как раз занимаются тем самым браконьерством. Ставят ловушки на крабов или идут на поводу у рыбных баронов. А что делать? Жить-то как-то надо.
– А куда нам податься? – рассказал корреспонденту «НВ» один из жителей села Юрий. – Возраст предпенсионный и у меня, и у жены. В большом городе найти более-менее приличную работу шанс минимальный. Да и, кроме как ловить рыбу, я ничего не умею.
И Териберка в своей беде не одна. Такая же картина в Уре, Дальних Зеленцах, на Терском берегу. Это рай для тех, кто хочет быстро получить прибыль. Появилась целая когорта удачливых дельцов, которые отлично крутятся в сфере незаконной торговли биоресурсами. Тем более что для успеха нужно-то совсем немного. Всего-то собрать безработных местных жителей, приобрести быстроходную лодку с парой двигателей, оснастить её хорошей навигационной и спутниковой техникой. После чего отправить на промысел. Если лодка будет достаточно быстроходной, то ни пограничники, ни другие правоохранители за ней не угонятся. Достаточно вложить около миллиона рублей, чтобы потом постоянно получать прибыль в десятки миллионов. Тем более что другие оборотистые бизнесмены успешно прячут в заброшенных войсковых частях небольшие цеха, где улов перерабатывается, на него оформляются поддельные документы и – добро пожаловать в лучшие рестораны Москвы и Петербурга.
Похоже, что побережье Кольского полуострова абсолютно идеально для браконьерства. Оно изрезано небольшими заливами, где легко может укрыться любая лодка. Кроме того, в Заполярье некоторые районы имеют статус закрытого территориального образования. Пока пограничники проезжают через КПП, об их визите уже знают все. Отличные условия для браконьерства и в некоторых войсковых частях, у которых есть свои причалы. Так что контролирующим структурам остаётся только посочувствовать. Но, несмотря на трудности, они пытаются бороться с незаконным рыбным бизнесом и приводят в пример район Шпицбергена.
– В нулевых годах в пограничных районах проблема браконьерства стояла очень остро, – говорит начальник отдела погрануправления УФСБ по Мурманской области Дмитрий Скиба. – Однако начиная с 2005 года её постепенно решали. Недавно совместная российско-норвежская комиссия не выявила ни одного факта браконьерства. Предприниматели поняли, что вести легальный промысел выгоднее.
Другое дело – территориальное море, когда речь идёт о незаконном промысле. Не так давно пограничники столкнулись с удивительным феноменом. Нашлись дельцы, которые умудрились обнаружить огромную дыру в законодательстве о любительском рыболовстве. По закону такой промысел на маломерных судах может осуществляться совершенно свободно, особых ограничений нет. Поэтому сложилась ситуация, когда маломерные суда выходили в море за треской и пикшей. Команда из двух-трёх человек вылавливала и обрабатывала рыбу. В среднем на берег каждая лодка привозила по 15 тонн уже обработанного улова. Когда пограничники посчитали, то оказалось, что 15 маломерных судов доставили на берег 900 тонн трески и пикши.
Контролирующие органы решили проводить оперативные мероприятия. В качестве аргумента они использовали то, что любительская рыбалка предусматривает ловлю для личного потребления. А такого количества трески и пикши капитанам и командам хватило бы на несколько лет сплошного «рыбного дня».
Так что неудивительно, что, когда пограничники стали разбираться с ситуацией, выяснилось – большая часть рыбы ушла в подпольные цеха. Потом её легализовали и сбывали. В результате были возбуждены уголовные дела в отношении четырёх капитанов маломерных судов. А слишком большой для личных нужд улов был арестован. Суд, куда были переданы уголовные дела, создал прецедент. Капитанов приговорили к штрафам на общую сумму в 855 тысяч рублей. Пограничники собрали владельцев всех маломерных судов и население прибрежных районов и довели до них информацию, что такой промысел будет считаться браконьерством.
Люди поняли силовиков. Недоумение у них вызывает лишь государственная политика. Особенно когда северяне смотрят на соседнюю Норвегию. Тромсё, Киркенес – десять лет назад это были даже не посёлки, а деревушки в несколько домов. Теперь же на их месте небольшие, но процветающие города...
прямая речь
Максим Почкин, заместитель Мурманского межрайонного природоохранного прокурора:
– Незаконная добыча биоресурсов в Мурманской области наносит большой ущерб экономике в целом. Причём достаточно часто организаторы незаконных артелей остаются в тени. В прошлом году природоохранными прокурорами было направлено в суд 30 уголовных дел, возбуждённых по статье «незаконная добыча биоресурсов». Их фигурантами стали 49 человек. А в 2011 году было возбуждено лишь 11 уголовных дел. Уже в нынешнем году возбуждено 8 уголовных дел. Обвиняемыми оказались 12 человек. По закону правоохранительные органы должны конфисковать у браконьеров транспортные средства. Неважно, идёт ли речь о маломерных судах, моторках, резиновых лодках или снегоходах. Также природоохранные прокуроры имеют право взыскивать с браконьеров причинённый ущерб. Они направили в суды Мурманской области 31 иск на сумму в 5 миллионов 125 тысяч рублей. Все иски были удовлетворены.
Дмитрий Скиба, начальник отдела контроля в сфере биоресурсов погрануправления УФСБ по Мурманской области:
– Конечно, браконьерство лишь отражение социальных и экономических проблем многих районов Заполярья, но закон мы обязаны выполнять. Постоянно ведётся совместная работа с кораблями береговой охраны, полицейскими. Особенно это касается незаконного сбыта камчатского краба. Недавно на полуострове Среднем в Малой Волоковой губе были задержаны экипажи маломерных судов, добывающих деликатесных членистоногих. Всего изъяли больше тонны конечностей камчатского краба. В прошлом году к нам поступило 140 сообщений о преступлениях в сфере биоресурсов, по которым было возбуждено 69 уголовных дел. Арестованы одно рыболовецкое судно, семь маломерных плавсредств, пять автомобилей и снегоход. А в этом году у браконьеров забрали два маломерных плавсредства. Возбуждено 31 уголовное дело.
Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области