Когда ремонт хуже пожара…
Элементарная безвкусица плюс несовершенство законодательства, а в итоге – мелкое хулиганство, уродующее наш город
За последние годы Петербург по части благоустройства и ухоженности на глазах изменился в лучшую сторону: город стал чище, фасады опрятнее, улицы краше, повсюду цветы. Словом, северная столица России обрела европейский лоск. И на этом фоне как бельмо на глазу выпирают детали, которые раньше терялись за общей запущенностью. Нелепые вывески на заморских языках с примесью нижегородского. Или аляповато выкрашенные первые этажи фасадов старинных зданий. Корреспонденты «НВ» прогулялись по городу и обнаружили не один десяток подобных случаев.
За примерами далеко ходить не нужно – корреспонденты «НВ» прогулялись вокруг станции метро «Чкаловская» и за пять-десять минут насчитали больше дюжины домов, на первых этажах которых расположены рестораны и магазины, цветом своих стен резко контрастирующие с фасадом всего здания. Немало подобной «красоты» в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском районах…
– В большинстве случаев такая покраска является нарушением, – комментирует официальный представитель Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) Евгения Чистякова. – По статье 19 закона «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства» за самовольное переоформление фасада полагается штраф. Для юридических лиц он составляет от 20 до 100 тысяч рублей.
По сути, бизнесмены, которые перекрашивают небольшие участки фасадов, немногим отличаются, от хулиганов, которые оставляют на стенах петербургских домов уродливые граффити. А это, кстати, приравнивается к вандализму…
Впрочем, в некоторых случаях владельцы или арендаторы помещений действуют строго по закону. Как пояснила Евгения Чистякова, покраска стены на первом этаже возможна при условии, что письменное согласие на это дадут все собственники квартир в доме. Кроме этого, необходимо получить и разрешение комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).
– Как правило, такие разрешения выдаются, если собственники квартир не против, а владелец торговой точки или кафе обязуется покрасить свою часть фасада краской того же цвета, что и весь фасад, – сообщил корреспонденту «НВ» источник в КГА. – Её цвет не должен отличаться от общего фона больше, чем на два-три тона.
– Штрафовать предпринимателей приходится часто, – рассказала начальник отдела строительства и землепользования администрации Калининского района Татьяна Волкова. – В большей степени, правда, не за самовольное изменение цвета фасада, а за несанкционированную рекламу. Вот с этим у нас в городе беда. Часто вывески не отвечают требованиям. А что касается стен… Всё же в КГА пристально следят за соблюдением так называемого колеровочного бланка фасада.
О том, насколько «пристально» следят в КГА, вы можете судить по этим фотографиям. Причём заметим, что только дефицит газетной площади не позволяет нам разместить целый фотоальбом подобного «великолепия»…
Выкрашено опрятно – ничего не скажешь. А то, что навес над соседней дверью того и гляди рассыплется и рухнет, – это уже не важно…
Хорошо ещё, что владельцы нескольких заведений договорились и скинулись. А то ведь могли бы покрасить каждый свой пятачок: кто в горошек, кто в клеточку, кто в перламутровый… Впрочем, о вкусе поселившихся здесь бизнесменов свидетельствует само название одной из фирм: «Фарм…» И почему-то: «…Shop». Аптека, что ли?..
Смесь французского с нижегородским
Идёшь по городу – и будто не по Петербургу вовсе… Что ни вывеска – всё на латинице. Видимо, владельцы кафе, ресторанов, клубов, магазинов, турфирм и прочих компаний таким образом решили ещё больше приблизить Петербург к Европе… И давай креативить! Шрифт – позаковыристей. Буквы – побольше и поярче. Смешать русские с латиницей – так вообще верх креатива! Зачем? Видимо, чтобы привлечь клиентов – наш ведь человек любит всё заморское. Или таким образом до клиентов доносят, что уровень сервиса в обозначенной конторе тоже европейский?
Тем временем в федеральном законе «О государственном языке» чётко прописано: реклама должна быть на русском. Впрочем, есть и оговорка: это не распространяется на фирменные наименования и товарные знаки. То есть с каждым бизнесменом нужно разбираться индивидуально.
– Другое дело, – говорит председатель петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий, – потребитель в любом случае должен быть оповещён о том, под каким именем зарегистрирована компания. Ведь вывеска часто кардинально отличается от названия юридического лица.
Вот, например, на улице Правды есть ресторан Veritas. Латинские буквы видно издалека. А на стеклянных дверях – ООО «Истина». Владелец заведения закон не нарушает: вся информация посетителю предоставлена, никаких формальных претензий. Но чем Veritas так уж лучше «Истины»?
Или ресторан Steak House на Каменноостровском проспекте. Кто знает английский, тому понятно, что «Дом стейка» или «Стейковый домик» звучит нелепо. А кто не знает?.. И подобные примеры – на каждом шагу.