С днём рождения, ТВ!
75 лет назад на берегах Невы родилось отечественное телевидение
Строго говоря, Днём отечественного телевидения следует считать 7 июля. Потому что именно в этот день 75 лет назад и именно в нашем городе начались первые телетрансляции: с программой передач и дикторами, с коллективным просмотром по всему Ленинграду. Москвичи до сих пор считают, что советское телевидение родилось в столице, но история – точная наука, а потому приоритет города на Неве в развитии самого массового СМИ ХХ века доказан.
Впрочем, никто не оспаривает, что именно в городе на Неве был изобретён и впервые публично продемонстрирован принцип передачи движущегося изображения на расстояние. Об этом свидетельствует мемориальная доска на здании нынешнего Технологического института, где в начале прошлого века трудился Борис Розинг, русский учёный и изобретатель. В 1907 году он доказал возможность электронного вещания и зарегистрировал соответствующий патент. А в 1911 году провёл первый публичный сеанс передачи телевизионного сигнала. Это была самая простая «картинка»: несколько пересекающихся полосок и движение человеческой руки перед объективом камеры. Но за этой «картинкой» оказалось будущее, так как именно вслед за опытом Розинга начались научно-технические эксперименты по совершенствованию телевидения.
Учеником Розинга был Владимир Зворыкин, который после революции был вынужден отправиться в Америку, где и остался навсегда. В США ему удалось найти средства на продолжение своих изысканий, и к 1930-м годам Зворыкин разработал схему съёмки и воспроизведения телевизионной передачи на расстояние, а также изготовил опытный образец всей необходимой аппаратуры. После установления дипломатических отношений между США и СССР Зворыкин посетил родину и подарил один из комплектов своей аппаратуры советским учёным. Они начинают её активное изучение и продолжают свои собственные эксперименты. Часть экспериментов еще с конца 1920-х проводилась в Ленинграде, где была мощная научная и техническая база, были необходимые квалифицированные кадры. В Москве в это же время шли опыты по организации разового экспериментального телевизионного вещания. Но они не носили регулярного характера. Вот почему так странно выглядел 80-летний юбилей
отечественного телевидения, который московские телебоссы организовали несколько лет назад. То телевизионное вещание, к которому мы привыкли и которое мы вот уже не один десяток лет называем «телевидением», началось именно на невских берегах.
7 июля 1938 года в Ленинграде началось регулярное программное вещание по электронной системе на отечественной аппаратуре, разработанной ленинградскими учёными и инженерами. Сигнал подавался с помощью 100-метровой мачты на Аптекарском острове. Съёмочный павильон находился на улице Академика Павлова в бывшем загородном особняке. В помещении площадью 62 квадратных метра находилась небольшая сценическая площадка с одной телекамерой. Творческий коллектив – шесть человек. Работа во время передачи походила на действия уличного фотографа – съёмки проводились одной неподвижной камерой с одним объективом. Для звукового оформления был патефон и набор пластинок.
Можно сказать, что именно ленинградцы первыми поняли, каким должно быть телевещание и чем оно должно отличаться от радиовещания. Они первыми придумали, как надо готовить к эфиру программу, как с одной неподвижной телекамерой создавать эффект непрерывного действия в крошечной студии. Так что дата 7 июля 1938 года не только явилась (как тогда писали в прессе) «началом широковещания» в России, но и стала важным событием в истории России – выход первой телепрограммы на отечественной электронной аппаратуре. Этот факт отмечен как в научном мире, так и в журналистике. С тех пор неизменно сохраняется принцип программирования телевещания.
«Радиозрителей» приглашали смотреть и слушать телевизионные передачи, эстрадные концерты, а в перерывах между концертами смотреть документальные кинофильмы. Были известны 12 адресов, где были установлены телевизоры с экранами со спичечную коробочку. Всего по городу в тот день были установлены 40 телевизионных приёмников.
За 30 месяцев довоенной работы телезрителям были показаны отрывки из спектаклей ленинградских театров, телепостановки. В эфир вышли 22 собственные передачи, 9 разных тележурналов (еженедельная «Фотогазета», тележурнал «По Ленинграду»), 21 передача типа «Театр у микрофона». В этот период были сделаны шаги по становлению тележурналистики, превращению телевидения в новый вид массовой информации и коммуникации.
кстати
КВН. «Купишь. Включишь. Не работает»
Одним из первых телевизоров, появившихся в ленинградских домах (приёмник с диагональю 18 сантиметров мог принимать три программы), был КВН-49. Число 49 – год выпуска, КВН – первые буквы фамилий его создателей: Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Однако тогда эти буквы телезрители расшифровывали по-своему: «Купишь. Включишь. Не работает». Этот первый, во многом несовершенный телевизор часто выходил из строя…
Между тем для увеличения изображения стали изготавливать и продавать линзы, наполненные дистиллированной водой. А в 1950-е годы в стране появляются телевизионные приёмники «Темп», «Рекорд», «Нева», «Аврора», имевшие уже 12 каналов. В ряде моделей размер диагонали экрана был увеличен до 30 сантиметров. Стоили они достаточно дорого, от 2200 до 2900 рублей (две-три-четыре месячных зарплаты). Однако такая цена не останавливала ленинградцев. С 1953 по 1955 год жители города приобрели более 350 тысяч телевизоров.
Телесуфлёр вместо обоев
Первый телесуфлёр в истории оте-чественного телевидения появился именно в Ленинграде. Новинка требовала согласования начальства, но тем не менее в 1952 году её внедрили. Диктор сидел в кадре в фас, а перед ним, вне пределов видимости телекамеры, находился прибор ТС-52, на который выводилась проекция текста. Новое изобретение заменило применяемый с 1949 года «суфлёрский текст», когда диктор просто-напросто читал текст, написанный на обоях, навёрнутых на два барабана.
Романов заговорил голосом Буратино
Один случай, произошедший в 1970-е годы, привёл к громкому скандалу. В эфире Ленинградского телевидения велась трансляция записи встречи с избирателями первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова. По технологии того времени бобина с изображением запускалась отдельно от бобины с записью звуковой дорожки. Перед началом трансляции дежурный инженер не переключил необходимый тумблер на требуемую скорость. В результате получился так называемый «эффект Буратино» – высокий партийный начальник быстро заговорил с экрана тоненьким и писклявым голоском. На следующий день инженер был уволен, а все руководители технических подразделений телецентра и телевидения, состоявшие в КПСС, получили выговоры по партийной линии.
Декольте задом наперёд
Телевизионное начальство строго следило за внешним обликом дикторов и журналистов, появлявшихся в кадре. Так, некоторое время мужчинам запрещалось появляться на экране с усами и бородой. Подобная норма существовала вплоть до перестроечных лет. Дамам же следовало носить платья и блузки неброских цветов. А однажды одну из популярных женщин-дикторов Ленинградского телевидения начальство обвинило в том, что она надела блузку с излишне глубоким вырезом. В категоричной форме «виновнице» было приказано сменить наряд. Что она и сделала на следующий день, надев… ту же самую блузку задом наперёд.
Колыбельная – всем спать!
Официальными позывными Ленинградского телевидения в 1960–80-е годы была мелодия песни Соловьёва-Седого «Город над вольной Невой». В течение дня она исполнялась дважды. Утром при открытии вещания мелодия звучала в бодром оркестровом исполнении. Ночью же, когда вещание заканчивалось (а оно должно было завершиться не позднее полуночи по московскому времени), та же самая мелодия звучала в более спокойной, камерной интерпретации. Советским людям было пора спать…
Материалы полосы подготовил Сергей Ильченко. Использованы материалы книги «Эфир на фоне эпохи», которую подготовили педагоги кафедры телерадиожурналистики СПбГУ.