Хватит трагедий!
Как избежать смертей на нерегулируемых пешеходных переходах – об этом думают энтузиасты-автомобилисты Петербурга
Несмотря на активную социальную рекламу, призывающую автолюбителей быть осторожными на пешеходных переходах, в Петербурге и Ленобласти аварий на зебрах меньше не становится. Каждый день – новые сводки с дорожных фронтов. В воскресенье в Выборгском районе «Шкода Октавия» сбила двух подростков, переходивших дорогу в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. Один мальчик погиб, его приятеля доставили в больницу в тяжёлом состоянии.
И в городе что ни день, то новое ДТП на зебре, которая усилиями многих водителей из островка безопасности превратилась в участок повышенной напряжённости. Так, на проспекте Ветеранов маршрутка сбила женщину, переходившую проезжую часть по пешеходному переходу. На улице Есенина под колёсами мотоцикла погиб молодой человек.
Этот список можно продолжить. Читаешь – и мороз по коже. Неужели водителям наплевать на чужую жизнь? Неужели они готовы мчаться по дорогам, забыв, что вокруг них люди, а их автомобиль в одно мгновение может превратиться в убийцу?..
Но не стоит всех пачкать чёрной краской. В Петербурге появился список наиболее опасных пешеходных переходов. И, что примечательно, наибольший вклад в его создание внесли именно автомобилисты. Активисты региональной общественной организации «СПб. Авто» в течение нескольких месяцев изучали обстановку на дорогах, а затем опубликовали перечень мест на трассах, где необходимо быть максимально осторожными и внимательными как пешеходам, так и водителям.
– Нам поступало множество заявлений о том, что в разных районах города люди подвергаются на нерегулируемых пешеходных переходах огромной опасности, – рассказал корреспонденту «НВ» руководитель РОО «СПб. Авто» Святослав Данилов. – Наши активисты обязательно проверяют все подобные сообщения. Сначала мы смотрим по карте, существует ли на этом месте нерегулируемый переход. Затем выезжаем на место и проводим исследование, фиксируем, какие сложности возникают у пешеходов и автовладельцев.
По словам Святослава Данилова, чаще всего информация, полученная членами автомобильного сообщества, подтверждается. Основные сложности на нерегулируемых переходах – частое отсутствие прямой видимости пешехода и несоблюдение скоростного режима автовладельцами. Кроме того, в чёрный список автоматически попадают и все переходы, на которых происходят аварии со смертельным исходом. Такую информацию активисты черпают из средств массовой информации.
– На самых сложных переходах мы проводим акции, – продолжает Святослав Данилов. – Их главная цель – добиться того, чтобы в будущем на этом месте трагические случаи были исключены.
Всего в Петербурге активисты «СПб. Авто» провели уже десять акций. Результатом стали данные исследований и документы, направленные в различные комитеты и ведомства. Как сообщил Святослав Данилов, в рамках акций зачастую выясняется, что проблемы на данном месте существуют не только с переходом дороги.
– На Московском шоссе, например, есть место, где к переходу жителям очень сложно подойти из-за того, что пешеходные дорожки здесь отсутствуют, – говорит руководитель движения «СПб. Авто». – Мы обратились с письмом к администрации района с просьбой оборудовать нормальный подход.
В большинстве же случаев письма с предложениями направляются руководству городского ГИБДД, ГУ ДОДД и даже комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Как отмечают эксперты, определённые результаты уже есть. На проспекте Большевиков, например, удалось добиться переноса остановки общественного транспорта у дома № 22, корпус 1, располагавшейся в непосредственной близости от пешеходного перехода. Как пояснил Святослав Данилов, если к остановке подъезжали сразу же два автобуса, один из них почти полностью перегораживал зебру и создавал опасность для переходивших дорогу людей. Нерегулируемые переходы после обращения членов движения «СПб. Авто» перестали существовать на Свердловской набережной (у домов № 62–64), Индустриальном проспекте (у дома № 10) и проспекте Руставели (у дома № 50). А на Ленинском проспекте (у дома № 124, корпус 1) и проспекте Науки (дом № 6, корпус 1) жители теперь могут переходить дорогу без риска попасть под колёса – здесь удалось добиться установки светофоров. До конца 2014 года автоматические регулировщики должны появиться ещё как минимум по десяти адресам, указанным автомобилистами с активной гражданской позицией.
– Ближайшая акция состоится 20 июля возле перехода у дома № 32 по проспекту Энгельса, где несколько дней назад насмерть сбили человека, – рассказал Святослав Данилов. – По её итогам обязательно направим документы в соответствующие инстанции, сообщим им о тех сложностях, которые здесь возникают у пешеходов и водителей.
Стоит отметить, что опасные нерегулируемые пешеходные переходы – беда в основном спальных районов. Так, например, в Весёлом посёлке в список попали сразу же четыре зебры, выход на которые грозит серьёзной опасностью для горожан. На проспекте Культуры их три (на прилегающих к нему трассах – ещё четыре), на Комендантском проспекте, проспектах Энгельса и Стачек, а также Московском шоссе – по два. Опасные для пешеходов точки на карте городских дорог отмечены на Парашютной улице, Ириновском проспекте, проспекте Энергетиков, Школьной и Софийской улицах и ещё на десятке улиц и проспектов.
– Это очень серьёзная проблема для Петербурга, – считает Святослав Данилов. – Дело в том, что у нас в городе опасные переходы есть даже в центральной части, где, как правило, движение не столь быстрое, как на окраинах. В прошлом году, например, насмерть сбили девушку прямо на Невском проспекте. Наша цель – исключить такие трагедии.
В том, что центральные магистрали столь же опасны, как и дороги на окраинах, корреспондент «НВ» убедился на собственном опыте. На зебре у злополучного дома № 115 по Невскому проспекту около 13 часов в рабочий день можно простоять минут 15–20. В час пик здесь машины стоят в пробке, зато в дневные и ночные часы тут свободно и автомобили разгоняются до 70–80 километров в час. Пропускать одинокого пешехода водители долго не спешили. Только через восемь (!) минут у перехода притормозил владелец дорогого джипа, за которым остановиться пришлось и остальным автомобилистам.
Примерно с той же проблемой пришлось столкнуться на Лесном проспекте у дома № 1. Двигаются к нему автомобили по дуге, поэтому многие водители даже не представляют, что на пути находится зебра, и замечают её в самый последний момент, когда тормозить уже поздно. Угол Английского проспекта и улицы Союза Печатников, 1-я линия Васильевского острова, пересечение Каменноостровского проспекта и улицы Рентгена – в списке наиболее опасных, как видим, хватает и пешеходных переходов в исторической части Петербурга.
Как уверяют активисты, в нашем городе вопрос безопасности на нерегулируемых переходах стоит более остро, чем в большинстве городов России, хотя эта проблема актуальна и для страны в целом. Дело в том, что в отличие от провинции в Петербурге достаточно жителей с высоким доходом, которые предпочитают ездить на очень мощных машинах, способных за короткое время развить большую скорость. А по сравнению с Москвой, где тоже хватает скоростных иномарок, у нас очень много широких длинных улиц и проспектов, на которых ускориться до 120–150 километров в час за несколько секунд – не проблема. К сожалению, слишком часто гонщики не успевают затормозить перед зеброй.
Дополнить список смертельно опасных переходов может любой желающий – для этого достаточно найти официальную страничку «СПб. Авто» в социальной сети «ВКонтакте» и оставить там своё сообщение с адресом. По словам Святослава Данилова, всю информацию активисты обязательно проверят и передадут специалистам. Можно не сомневаться, что в ближайшие дни их ждёт шквал сообщений. Корреспондент «НВ» решил внести свою лепту и обратить внимание на нерегулируемый переход на улице Кржижановского, напротив дома № 3, корпус 5.
Около полутора лет назад здесь наконец-то организовали остановку (жители просили об этом больше 20 лет). Но теперь пешеходы подвергаются серьёзной опасности – по трассе с огромной скоростью несутся автомобили, следующие в сторону Зольной улицы от виадука на Российском проспекте и обратно. Между тем в построенном недавно жилом комплексе «Ладожский парк» проживает огромное количество детей, которым приходится ходить в школу, переходя дорогу как раз в этом месте. Только чудом до сих пор никто не пострадал!
– В идеале все наиболее опасные нерегулируемые переходы вообще нужно ликвидировать, – считает заместитель общественной организации автомобилистов «4 колеса» Семён Авдеенко. – Но заменять их нужно не громоздкими надземными конструкциями, на которые жалуются петербуржцы. Пенсионерам и людям с ограниченными возможностями они доставляют одни неудобства – подниматься несколько пролётов вверх, а затем спускаться с тяжёлыми сумками или в инвалидной коляске очень сложно. Выход давно придумали – нужно строить удобные подземные переходы и оборудовать их подъёмниками для инвалидов. Это позволит улучшить дорожную ситуацию за счёт увеличения пропускной способности трасс и серьёзно сократить количество ДТП с участием пешеходов.
На 1-й линии В. О. с утра до вечера очень интенсивное движение, и пересечь улицу на нерегулируемом переходе непросто
мнение
«У каждого перехода наряд, к сожалению, не поставить»
– Нерегулируемые переходы – одна из основных причин, по которой на дорогах гибнут и получают увечья пешеходы, – рассказал корреспонденту «НВ» сотрудник Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу. – Точнее, не сами зебры, а то, как ведут себя перед ними водители. Все прекрасно знают, что по правилам автомобилист обязан пропустить пешехода, если тот начал движение по переходу. Но на практике из 10 водителей эти требования соблюдают в лучшем случае трое. Да и то лишь в тех случаях, когда в непосредственной близости от зебры дежурит экипаж ДПС или инспектор. Но у каждого перехода наряд, к сожалению, не поставить. У нас и так ощущается нехватка личного состава. Рейды по профилактике этих нарушений проводятся регулярно, но толку от них мало. Автовладельцы чаще всего говорят, что не заметили зебру. Но это, конечно, полная ерунда: рядом с каждым пешеходным переходом установлены яркие светоотражающие знаки, которые невозможно не увидеть. Более того, на сложных участках эти знаки оснащены специальными световыми сигналами, которые хорошо видны даже в самое тёмное время суток.
В качестве эффективной меры по борьбе с нарушителями полицейский предложил установить рядом с каждым нерегулируемым переходом автоматические камеры, которые фиксировали бы номера не пропустивших пешеходов машин. Специалисты считают, что эта идея вполне реализуема – нужно лишь закупить оборудование и выделить отдельный вычислительный центр, операторы которого станут осматривать записи и направлять нарушителям штрафные квитанции.
По словам автоинспектора, в последнее время в Петербурге ведётся активная кампания, призванная повысить уровень ответственности автовладельцев. В частности, на городских трассах установлены десятки щитов с социальной рекламой, призывающей сбавить скорость перед пешеходным переходом. И хотя саму рекламу (плакаты вызывают недвусмысленную ассоциацию: ДТП на зебре с участием пешехода может привести к его смерти, а водителя отправить за решётку) эксперты называют очень качественной, особенного толку от неё пока нет.
– По сравнению с прошлым годом количество аварий на переходах практически не сократилось, – отметил собеседник «НВ».
При этом автоинспектор подчеркнул, что окончательные выводы делать пока рано, так как отдельной статистики по пешеходам, сбитым на нерегулируемой зебре и переходах, на которых установлены светофоры, не ведётся.
Владимир Афанасьев. Фото Евгения Лучинского