Мздоимцы могут спать спокойно?
Несмотря на обилие громких задержаний, калининградские коррупционеры продолжают чувствовать себя вольготно, а поле их деятельности ничуть не сокращается
В очередной фарс в янтарном крае рискует превратиться громкое уголовное дело против мздоимца ВИП-уровня – заместителя главы конкурсного агентства регионального правительства Валентина Айвазяна, задержанного в апреле 2013 года с поличным на получении взятки размером в 4,4 миллиона рублей.
Солидный откат, по данным следствия, чиновник получил за обеспечение победы в тендере на строительство детского садика в Балтийске компании «Строй Трест». Для чего зампредседателя конкурсной комиссии по надуманной причине не допустил остальных претендентов к торгам. Соответственно, оставшийся в единственном экземпляре «Строй Трест», полновластным владельцем которого является депутат Балтийска Юрий Семикрас, и выиграл подряд общей стоимостью 223 миллиона рублей.
Валентин Айвазян подошёл к получению отката творчески и внёс свою лепту в историю российских поборов, обязав взяткодателя не передать, а перечислить взятку по безналу на счёт одного из своих родственников. После того деньги были сняты и переданы в руки ответственного работника, Айвазяна взяли с поличным и определили под арест. А вот к взяткодателю у следователей почему-то вопросов до сих пор не возникло. Более того, по итогам конкурса власти Балтийского района заключили с компанией «Строй Трест» контракт, и на окраине Балтийска в районе живописной берёзовой рощи сразу же закипела работа.
Только через полтора месяца после ареста Айвазяна губернатор янтарного края Николай Цуканов в первый раз заговорил о необходимости прекращения стройки – после того, как только ленивый не задал руководителю российского анклава вопрос: почему до сих пор не расторгнут купленный за откат контракт?
Тем временем в деле о «взяточном» детском садике стали всплывать и ещё более интересные детали. Оказывается, фирма Семикраса представила в конкурсную комиссию подложные документы, свидетельствующие о квалификации фирмы. Всё чин по чину, с синими печатями и подписями должностных лиц, только оригиналы с аналогичным исходящим номером выдавались другой компании и совсем по иному поводу. Заблаговременно, до начала проведения конкурса, правительство региона было уведомлено о попытке фальсификации, однако «Строй Трест» был допущен к конкурсу и победил в нём.
Между тем факт отсутствующей квалификации – веский и самый быстрый повод отменить итоги конкурса. После чего можно будет найти нормального, квалифицированного застройщика, способного не только освоить деньги, но и качественно построить нужный городу объект. Интересно, что и следственные органы, установив сам факт подлога в конкурсных документах, посчитали это детской шалостью. Как пояснил докучающим журналистам замруководителя отдела по расследованию особо важных дел регионального Следственного комитета Денис Бушуев:
– Уголовное дело по факту подделки возбуждаться, скорее всего, не будет. Этот документ не является официальным. Если на момент проведения тендера подделка не была установлена, расторгнуть муниципальный контракт с подрядчиком можно по обоюдному соглашению сторон.
Вряд ли толерантность следственного работника будет столь безграничной, если однажды построенный липовой конторой детский садик сгорит из-за неправильно проложенной проводки. Или малыши просто погибнут под завалами. Тогда-то и впору будет бить тревогу, предпринимать решительные действия. А пока документ с официальными подписями и печатями можно не признавать официальным.
Ещё один удивительный факт не замечают ни губернатор, ни следствие. Деньги за вырубку деревьев на стройплощадке – 2 миллиона рублей – оплатила не частная компания, как того требует закон, а структура районной администрации. И опять-таки при полном молчании со стороны правоохранительных органов и губернских властей. Вопросы по поводу нецелевого использования казённых средств и. о. главе администрации Николаю Дашкину задают только журналисты.
– Стесняюсь предполагать, что невнятная борьба с коррупцией в столь очевидном эпизоде идёт по непонятному сценарию, потому что и Николай Дашкин, и Юрий Семикрас являются членами команды «янтарного барона» Виктора Богдана, признанного сегодня руководителем ОПГ (об этом «НВ» писало в статье «Балет должен сидеть в тюрьме» 2 июля 2013 г. – Прим. ред.), – поделился своим мнением депутат Балтийского совета Владимир Водян. – Возможно, дело просто в том, что Дашкин раньше работал в прокуратуре и, несмотря на то что покинул её с неполным служебным соответствием, продолжает ссылаться на высоких покровителей.
Прошло три месяца, а следствие до сих не определило, кто же давал взятку Айвазяну за победу в многомиллионном конкурсе. Между тем строительство детского садика продолжается. На прошлой неделе власти через суд обратились к «Строй Тресту» с предложением добровольно расторгнуть контракт. Как завершится этот процесс, можно только гадать. Однако добровольный порядок предусматривает компенсацию компании всех потерь. Причём по самым выгодным расценкам.
минуточку внимания!
Пожарные меры – не решение проблемы
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области
О коррупции в нашей стране рассуждают постоянно. Делают выводы, предлагают новые методы искоренения этого зла. Но почему-то на поверку оказывается, что те, от кого зависит коррупционная атмосфера в обществе, не противоборствуют, а создают лишь иллюзию борьбы. А когда очередной мздоимец горит на откате, принимают экстренные и пожарные меры. Пожарные не потому, что горячие и решительные, а потому, что запоздалые: ущерб-то уже нанесён.
…Вот почему в Калининградской области строительство детских садов по своей стоимости отличается от остальных регионов России в среднем на 30–40 процентов? Как говорится, почувствуйте разницу – она ж составляет десятки миллионов рублей! На протяжении прошлого года дотошные журналисты неоднократно задавали властям вопрос о секретах подобного ценообразования, но внятного ответа ни от чиновников строительной отрасли, ни от губернатора так и не получили. Однако ответ прозвучал. В апреле этого года. Когда на взятке погорел глава конкурсной комиссии области Валентин Айвазян, за долю малую обеспечивавший победу в конкурсе нужным компаниям. Тогда-то и выяснилось, что в смете строительства между строк были прописаны затраты… на откат. Рискну предположить, что мздой одному Айвазяну дело не ограничивается. Фирма, не имеющая даже должной квалификации, но передавшая чиновнику взятку, спокойно приступила к строительству по итогам липового конкурса и ведёт его до сих пор.
Один из руководителей крупной строительной компании однажды честно признался: на все взяточные дела при подряде на возведение детского садика уходит миллион долларов. Айвазян получил только сто тысяч евро! У кого же осели остальные?
В гражданской сфере коррупция не щадит ни стариков, ни детей, а в военном ведомстве чётко бьёт по обороноспособности страны. Мздоимство съедает и государственные квартиры, и активы ведомственных предприятий, и оружие, наконец. Ну где это видано, чтобы с режимного завода запросто исчезали артустановки? Хорошо, если предприимчивый директорат просто сдал их на металлолом. Но где гарантия, что исчезнувшие пушки не всплывут в какой-нибудь горячей точке? Просто интересно, как на головных предприятиях режимных объектов до недавнего времени осуществлялся должный контроль за вверенными объектами?
Потому сегодня в борьбе с коррупцией мы часто и уповаем не на превентивные меры, а на правосудие. И не менее часто разочаровываемся, когда очередной взяточник получает смешной или вообще условный срок. А может, стоит не создавать предпосылок для мздоимства, спрашивать по всей форме с тех, кто за это отвечает? Контролировать (не на словах, а на деле) ценообразование строящихся объектов, чистоту проведения тендеров и торгов, без формальностей проводить ревизии на ведомственных объектах? Ведь при такой жёсткой опеке взяточники и мздоимцы будут чувствовать себя гораздо менее вольготно.
возвращаясь к напечатанному
На оборонном предприятии пропали пушки
В прошлом году наша газета писала о критической ситуации на двух оборонных заводах в Калининградской области (статья «Охота на профсоюзы» от 18 мая 2012 года). Такое тяжёлое положение возникло вследствие банальной некомпетентности руководства. И не только некомпетентности. Ведь выявленные сейчас нарушения касаются не только финансовых махинаций, распродажи оборудования за бесценок, но и пропажи артиллерийских установок!
Вместо того чтобы заниматься развитием производства и улучшением качества ремонта, дирекция увлеклась коммерческими проектами и борьбой с инакомыслящими. Напомним, возглавивший в 2011 году 69-й завод ремонта артиллерийских вооружений замполит по образованию Александр Плотников объявил войну профсоюзам, активно выступавшим против передачи мощностей оборонного предприятия частным структурам. Под жёсткий прессинг попала местный лидер организации Маргарита Аторина, требования которой навести порядок на предприятии вызывали раздражение у дирекции. Регулярные обращения профорга вынуждали реагировать на чинимый беспредел и правонадзорные органы. Только за прошлый год прокуратура Балтфлота направила в адрес руководителя завода 16 различных предписаний!
– Отставание по ряду заказов – критическое, игнорируются требования по охране труда, некоторые коммерческие новации за версту отдавали авантюрой, – пояснила суть претензий к дирекции Маргарита Аторина.
Однако, несмотря на регулярные обращения рабочих на столичное головное предприятие, ОАО «Ремвооружение» такое положение дел устраивало. Так продолжалось до произошедшей недавно смены руководства в оборонной компании. В мае в Калининград выехала специальная комиссия для проверки обоснованности претензий работников завода к дирекции.
Составленный по итогам командировки трёх столичных специалистов акт не только подтвердил объективность жалоб, но и зафиксировал целый ряд нарушений, которые очень трудно отнести к административным. Так, в ходе выборочной проверки срочных договоров подряда сервисного обслуживания и ремонта были выявлены массовые нарушения. Сумма, выданная по ним «неопределённым лицам», по данным ревизоров, превысила 1 500 000 рублей.
Проверяющие уличили директора завода и в распродаже станочного парка предприятия по копеечной стоимости. Но даже эти нарушения блекнут по сравнению с пунктом, определяющим крупную недостачу на режимном предприятии. Неизвестно куда подевавшиеся пусть и списанные, но всё-таки пушки, артиллерийские установки и автоматика к ним – веский повод для того, чтобы бить тревогу.
Пока столичное начальство изучало акт, дирекция завода предприняла ещё одну атаку на правдолюбцев. Для того чтобы активисты не имели возможности контролировать порядок в цехах, профком переселили за 15 километров от производства. Маргарита Аторина в знак протеста объявила о начале бессрочной голодовки. Демарш активистки не остался незамеченным. Только что назначенный прокурором Балтийского флота Александр Антюфеев направил на режимное предприятие солидный десант юристов в погонах. Срочно прилетевшие представители головного офиса отстранили Александра Плотникова от руководства. По официальным данным, временно.
– Тем не менее Плотников каждый день приходит на предприятие, «прессует» рабочих, командует бухгалтерией, объясняя всем, что его отстранение – явление временное, – поясняет лидер профсоюза. – По итогам проверки на сегодняшний день никаких мер реагирования не принято. Хотя ущерб солидный. Честно скажу, при том качестве ремонта, который проводился у нас в последнее время, не пожелала бы ничьим детям эксплуатировать такую технику.
Впрочем, сейчас даже если руководство «Ремвооружения» неожиданно передумает и захочет вернуть отстранённого руководителя на должность директора, сделать это вряд ли удастся. Состоявшийся по иску профсоюзов суд дисквалифицировал Александра Плотникова за систематические нарушения трудового права сроком на один год. И хотя решение Фемиды ещё можно обжаловать в более высокой инстанции, как утверждают юристы, факты, представленные на процессе в качестве доказательств, настолько убедительны, что опротестовывать их просто не имеет смысла.
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области