Город

Берегись, автомобили!

20 июля

Как избавить город от пробок и сделать передвижение по Петербургу быстрым и комфортным

 

есть мнение

Степан Морозов, принципиальный пешеход

Ещё пару лет назад, глядя на измождённых мазохистов, которые плотным караваном улиток дважды в день ползком пересекают Петербург, таща на себе свои ракушки, я надеялся, что проблема пробок вскоре решится сама собой. Ну в самом деле, думал я, должны же наконец люди понять, что передвижение по нашему городу на личном автомобиле – изнурительная пытка…

И некоторые действительно поняли: нынче нет-нет да и встречаются адекваты, которые предпочитают пользоваться своей машиной для выезда за город, для закупок в крупных продуктовых центрах. Но не для ежедневного «променада». Однако таких, увы, по-прежнему немного. Большинство же… Теперь для меня уже очевидно: автолюбитель – это диагноз. Что-то вроде грибкового заболевания – вроде и не смертельно, но поди вылечи.

Впрочем, тут есть что-то и от наркомании. Вам ведь тоже наверняка доводилось слышать такое:

– С тех пор как купил свою ласточку, уже не могу представить себя в этом ужасном метро или душном автобусе!

Словом, вляпались ребята по полной. Прилипли бедняги к своим кожаным стульчакам – не оторвать. Готовы терпеть и опаздывать (хорошая, к слову, отмазка: «Стоял в пробке…» – железное алиби, индульгенция!), но в общественный транспорт – ни-ни.

Говорил вот тут с одним товарищем. Он как раз на очередную новую машину собирался пересаживаться. Посчитали, во сколько ему обходится это удовольствие: амортизация, бензин, ремонт, страховка, налог, стоянка… И посчитали, во сколько обойдётся регулярный вызов такси, включая еженедельные летние поездки на Финский залив. Экономическая нецелесообразность собственного автомобиля была доказана на пальцах. Но товарищ все равно купил себе новую машину…

Что же делать? Спасать людей надо. И город спасать от этого вируса. А мы всё думаем, как бы парковки новые обустроить, как бы дороги расширить – как бы машинкам нашим поприятнее сделать.

Поможет тут, убеждён, только одно: не припарки да обезболивающие, а беспощадная шоковая терапия. Единственный способ помочь наркоману – отправить его на остров, где наркотики просто не достать.

Итак, перво-наперво принимаем базовую транспортную концепцию, в которой большими красными буквами на титульном листе будет написано: «Петербург плюёт на интересы автомобилистов со шпиля Петропавловки. Автомобиль в городе – зло»». А далее по пунктам...

Первое. На всех (!) городских улицах должны появиться полосы, ехать по которым может только общественный транспорт (включая такси) и велосипедисты, как это сделано во многих европейских мегаполисах. И пусть даже на улице каких-нибудь Электросварщиков всего одна полоса – значит, тут личных автомобилей не будет вовсе.

Второе. Въезд в центр (в самом широком географическом понимании этого слова) – платный.

Третье. Парковки на обочинах повсеместно запрещены под страхом лишения прав. И никаких «по чётным дням, по нечётным дням…». И никаких эвакуаторов, кстати, тоже – квитанцию на лобовое стекло, и привет.

Четвёртое. Сигналишь, стоя в пробке, – штраф 50 тысяч рублей и неделя исправительных работ в «музыкальной шкатулке».

Пятое. Передвижение по дворам – только посредством усердного толкания незаведённой машины перед собой.

И, наконец, шестое. Строительство парковок, развязок и прочих новых дорог – в топку. Только деньги на ветер пускать.

Как же тогда автомобилистам по городу ездить? Да никак. Кому охота – пусть и дальше мучаются. Остальные – в подземку, на автобусы, ещё лучше – на велосипеды.

Общественный транспорт не справится, скажете. Оставьте эти разговоры в 1990-х. Сеть маршруток, при всех к ним претензиях, работает так, что мы давно забыли, что такое ждать троллейбус на остановке. Да и новые станции метро исправно появляются. И цены на такси в Петербурге уже давно такие, что это стало не роскошью, а вполне доступным средством передвижения. И ещё раз: покупайте велосипеды. Да, лето у нас короткое, но дороги в отличие от тротуаров и зимой прилично чистят.

Вот так… Какие проблемы? Или власти боятся «бунта автомобилистов»? Не стоит: автомобилист – тоже человек. Сегодня – автомобилист, завтра – велосипедист, пешеход, завсегдатай трамвайной подножки. Ведь всё-таки эта болезнь лечится. Даже если запустить, как запустили её мы.

 





 


есть возражения

Мы платим деньги, и немалые!

Семён Авдеенко, заместитель руководителя общества автомобилистов «4 колеса»

Почему-то у нас стало хорошим тоном обвинять во всех бедах автомобилистов. Дороги плохие – автолюбители виноваты. Пробки гигантские (в которых, кстати, простаивают и автобусы, и машины) – всё из-за них же. Во дворах все машинами заставлено – снова негодяи автовладельцы постарались! Нигде от них прохода нет.

При этом мало кто вспоминает, что автомобилист ежегодно платит деньги (и немалые!) в качестве налогов, которые идут (должны идти) на те же дороги. И он же регулярно оплачивает бензин, торговля которым сегодня – одна из главных составляющих российской экономики.

Меня часто призывают оставить машину и пользоваться общественным транспортом. А с какой стати? Разве в автобусе или троллейбусе мне могут обеспечить комфорт? Это же очевидный выбор любого здравомыслящего человека – гораздо приятнее ехать в летнюю жару, сидя в удобном кресле в салоне машины с кондиционером, чем трястись в душном, набитом потными телами автобусе или того хуже – в управляемой (а скорее – неуправляемой) гастарбайтером маршрутке.

Хотите, чтобы мы пересели на общественный транспорт? Нет проблем! Но сначала пусть власти сделают так, чтобы этот общественный транспорт функционировал, как швейцарские часы. Любой автомобилист с радостью оставит свою машину и поедет на работу на трамвае, если будет уверен, что этот трамвай довезёт его до нужного места быстро и его не придётся ожидать по 25–30 минут на остановке. Пока же я не вижу не только приближения нашей системы общественного транспорта к лучшим мировым аналогам, но даже желания чиновников сделать это.

 

есть уточнения

Придётся ущемить интересы автомобилистов…

Владимир Фёдоров, сопредседатель всероссийской общественной организации «Город и транспорт»

У большей части нашего общества уже выработалась зависимость от личного автомобиля. Очень многие не представляют, как можно отказаться от машины и ехать вместе со всеми на общественном транспорте. Такие люди будут стоять в многокилометровых пробках, ругая власть, автоинспекторов, дорожников, но на следующий день всё равно сядут в автомобиль и снова поедут по этому же маршруту. Хотя любому здравомыслящему человеку ясно: наша улично-дорожная сеть не справляется с нагрузкой, её необходимо ремонтировать, а для этого требуется закрывать некоторые улицы. Но водители об этом думать не хотят. Они просто ругаются и требуют дать им свободную дорогу.

Как убедить таких людей пересесть со своих машин на общественный транспорт? Для этого, с одной стороны, надо сделать его эффективным и удобным, а с другой – придётся ущемить права автомобилистов. Речь, например, о выделении большого количества полос для общественного транспорта.

А вот радикальные меры – это уже перебор. Нельзя, например, делать въезд в центр города платным. В центре ведь тоже живут люди, которые пользуются личным автотранспортом. Самое же верное решение – введение платы за парковку в центре города. Но только по будним дням и только в рабочее время. Как это сделали, например, наши финские соседи.


есть сомнения

Действовать не кнутом, а пряником

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ», автомобилист с 40-летним стажем

Засилье автомобилей в Петербурге имеет простое объяснение – общественный транспорт, несмотря на официально декларируемую поддержку Смольного и дотации из бюджета, вдрызг проиграл конкурентную борьбу частникам.

Терять по часу-два в день, стоя в пробках и дыша выхлопами, тратить нервные клетки, уворачиваясь от многочисленных хамов и идиотов, переплачивать за бензин, страховку, ремонты – всё это давно уже не удовольствие, а тяжкая необходимость. Но альтернатива – общественный транспорт – для большинства ещё хуже.

Станции метро у нас расположены не в полукилометре друг от друга, как во многих городах Европы, а в двух-трёх. Для большей же части горожан метро вообще вне зоны пешеходной доступности. Так что минимум одна пересадка пассажиру обеспечена, а это уже 100–125 рублей в день. Если же и от метро до работы нужно добираться на автобусе или маршрутке, прибавьте еще 50–70 рублей. Итого – 150–200 рублей в день. Бензин для машины даже по самому длинному маршруту обойдётся дешевле.

Да и пробки в метро не хуже, чем на центральных улицах. Задыхаются от пассажиров «Василеостровская» и «Ладожская», «Пионерская» и «Чёрная речка», а на менее загруженных станциях часть эскалаторов постоянно выключена – так что там тоже давка.

Далее. Трамвай в городе уничтожали 20 лет подряд. Те же линии, что остались, служат придатками метро – подвозят к нему пассажиров. Сквозных линий, пересекающих город из конца в конец, не осталось. Аналогичная ситуация с автобусами и троллейбусами. Последние к тому же ещё и тихоходны.

Маршрутки бегают быстрее. Но они небезопасны. И дороги. А под предлогом необходимости обновления парка и отсутствия альтернативы в виде личных авто цена билета даже на социальные автобусы наверняка будет поднята рублей до 40–50. Для начала. Не говоря уже о ценах на маршрутки.

Убери сегодня с улиц личные автомобили, пассажирам общественного транспорта от этого лучше не станет – только народу в метро и автобусах будет ещё больше. И всем по-прежнему придётся делать по несколько пересадок, отдавая 10–15 процентов дневного заработка.

Идеал фанатов общественного транспорта – пустые улицы, по которым бодро поспешают автобусы, троллейбусы, трамваи, а параллельно им по выделенным дорожкам несутся розовощёкие велосипедисты. Утопии всегда выглядят красиво. Но велосезон у нас в городе длится максимум пять месяцев. И даже на этот срок дорожки для велосипедистов не выделить, потому что надо куда-то девать припаркованный транспорт, – места во дворах не хватает.

А как же «культурные» европейские города? А очень просто. Там в отношении автомобилистов действовали не кнутом, а пряником, реально доказывая преимущество общественного транспорта над личным. К слову, европейцы опирались на опыт в том числе Ленинграда. Ну а чем отличался ленинградский общественный транспорт от нынешнего петербургского? Ленинградский был системой. А в Петербурге пытаются внедрить отдельные модные идеи (то выделенные полосы, то велопарковки, то запреты на парковку), но системы как не было, так и нет.

 

Пешком как по Невскому?

 

В Петербурге всё отчетливее звучит идея отдать исторический центр пешеходам

 

Фото Евгения Лучинского, Алексея Лощилова, «Интерпресс»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно