«Летучий» – вон!
Смольный принял долгожданное решение о выселении одиозного плавучего заведения из центра Петербурга
«Летучий голландец» должен покинуть Мытнинскую набережную: Смольный, а точнее, комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) решил разорвать договор с арендатором и выселить из центра Петербурга плавучий фитнес-центр и ресторан. Балтийская медиа-группа в последние годы уделяла этой проблеме повышенное внимание. В частности, «НВ» опубликовало несколько материалов, в которых историки, архитекторы и просто неравнодушные горожане высказывались за то, чтобы очистить набережные от подобного «украшения».
Главной причиной недовольства городских властей стало грубое нарушение заключённого ещё в 2005 году договора, по которому на «Летучем голландце» разрешалось крутить педали велотренажёров и обедать исключительно в трюмах и на палубах корабля-новодела. Но руководство управляющей им компании за соблюдением документа не проследило, и рядом с дебаркадером регулярно в тёплый сезон начала появляться плавучая палуба-ресторан. В 2008-м, например, на ней вообще у всех на виду пытались как можно сильнее поколотить друг друга бойцы смешанного стиля – площадку превратили в ринг для боёв лиги «M1». К слову, её возглавляет известный продюсер Вадим Финкельштейн, он же – один из совладельцев плавучего тренажёрного зала.
Пришвартованные на невских набережных парусники, не представляющие никакой исторической ценности, уже давно вызывают серьёзные вопросы. Главная проблема – эти суда портят вид на всемирно известные памятники архитектуры и уродуют привычные перспективы Петербурга.
Сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис сообщил корреспонденту «НВ», что градозащитники пытались добиться выселения многочисленных плавучих баров и ресторанов ещё с начала 1990-х годов. И даже предложили на заседании Совета по культурному наследию несколько вариантов решения этой проблемы. Но чиновники в течение долгих лет инициативу экспертов поддерживать не решались.
По мнению Александра Марголиса, необходимо чётко разделять настоящие парусные корабли и плавучие рестораны. Первые занимают стоянки вдоль набережных по праву, тогда как вторые тут совершенно неуместны. Действительно, вряд ли кто-то из петербуржцев станет возражать против того, чтобы на привычном месте у причальной стенки на набережной Лейтенанта Шмидта швартовался барк «Седов». А вот слышать положительные отзывы о том же «Летучем голландце», фактически полностью перегораживающем вид на Стрелку Васильевского острова и Зимний дворец со стороны Петроградского района, что-то не доводилось.
Выселение «Летучего голландца» с Мытнинской набережной вполне укладывается в общие рамки городской власти по очистке причальных стенок в исторической части Петербурга от подобных конструкций. Так, осенью прошлого года в Малую Турухтанную гавань наконец-то отбуксировали ресторан «Кронверк», в течение долгих лет стоявший на Адмиралтейской набережной, прямо напротив здания Двенадцати коллегий. Владельцы судна так его запустили, что до нового места стоянки парусник добрался с большим трудом (впрочем, главной претензией тогда было не состояние корабля, а большие долги его владельцев перед городским бюджетом за аренду причальной стенки). Выселили с насиженного места и практически затонувший возле стадиона «Петровский» дебаркадер «Парус». А ещё раньше в район Кантемировского моста отвели одиозный плавучий стрип-бар «Забава», который раньше стоял в непосредственной близости от Петропавловской крепости. К слову, по документам «Забава» должна была ещё в мае покинуть и нынешнее место стоянки (истёк договор аренды), но до сих пор этого почему-то не произошло.
Впрочем, говорить о скором выселении «Летучего голландца» и переводе его на окраину пока рано. Хозяева дебаркадера обратились в Арбитражный суд со встречным иском к КУГИ и требуют отменить решение о разрыве договора с городом. Но это напоминает скорее агонию, чем серьёзное сопротивление. Если чиновники действительно решили добиться очистки набережных, они этого добьются. Тем более что закон в данном случае полностью на их стороне.
Владимир Афанасьев. Фото Евгения Лучинского