Северо-Запад

«Поморье станет мощной алмазоносной провинцией»

23 июля

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов надеется, что в регионе будет добываться 100 миллионов карат алмазов,а железнодорожная трасса «Белкомур» спасёт депрессивные районы

В ноябре 2013 года на двух крупных месторождениях Архангельской области – имени Михаила Ломоносова и имени Владимира Гриба – начнётся промышленная добыча алмазов. Беломорские территории «разбавят» монополизм Якутии в добыче этого ценнейшего вида полезных ископаемых. Об этом и многом другом спецкору «НВ» рассказал глава Поморья Игорь Орлов.

– Игорь Анатольевич, Поморье и алмазы – ассоциации пока диковинные. И вообще – добыча полезных ископаемых составляет всего 0,6 процента валового регионального продукта…

– Насколько эта доля увеличится после запуска алмазных проектов, сказать пока не берусь, так как на двух наших крупнейших месторождениях, которые обустраивают компании «ЛУКОЙЛ» и «Алроса», пока идёт экспериментальная, непромышленная добыча драгоценных камней. Но уже в ноябре текущего года на месторождениях имени Михаила Ломоносова и Владимира Гриба откроются два горнодобывающих комбината, и тогда начнётся промышленный этап добычи. В 2013 году из наших недр извлекут не менее 600 тысяч карат драгоценного камня, но проектная мощность этих двух самых перспективных месторождений в регионе оценивается в 100 миллионов карат.

– А сколько сегодня добывают в Якутии?

– Точных цифр не знаю, но в Архангельской области будет извлекаться из кимберлитовых трубок до 20 процентов российских алмазов. По сути, в Поморье создаётся новая алмазоносная провинция нашей страны. Побывав в Архангельской области на трубке имени Гриба, мы с президентом «ЛУКОЙЛа» Вагитом Алекперовым убедились, что промышленная добыча алмазов уже в этом году станет реальностью. Мы создаём инвесторам самые комфортные условия, ведь на выходе получим не только драгоценный камень, но и новые дороги, в алмазоносные провинции придёт газ, будет развиваться энергетика. Только на двух самых крупных по разведанным запасам месторождениях жители Поморья получат до пяти тысяч новых рабочих мест с высокой зарплатой. Я убедился, что производства там отстраиваются по самым высоким технологическим нормативам.

– Выходит, алмазный проект становится главным для региона?

– Нет, самым главным проектом для Архангельской области, как и для её соседей, является всё-таки не добыча алмазов, а железнодорожная магистраль «Белкомур». В рамках Петербургского международного экономического форума 2013 года вместе с главами Республики Коми, Пермского края, Мурманской области мы подписали протокол о создании стратегического партнёрства «Северо-Запад», ядром которого является стратегическая дорога. Протокол официально закрепил намерения четырёх субъектов Федерации по совместному инфраструктурному развитию, важнейшей частью которого является железнодорожная магистраль «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал), которая выведет природные ресурсы Пермского края и Республики Коми к порту Архангельска. «Белкомур» станет не только дорогой с большим количеством грузов, но и откроет экономически закупоренные районы Архангельской области, особенно приграничные с Республикой Коми, для их комплексного развития. И не только у нас. Каждый из российских регионов, по которым пройдёт магистраль, получит синергетический эффект от её ввода, доступ к природным ресурсам и полезным ископаемым в местах прохода «Белкомура».

– Год назад вы говорили, что строительство 715-километровой трассы, 170 из которых пройдёт по территории Поморья, вошло в федеральную целевую программу и начнётся в 2013 году…

– Нужно набраться терпения: ведь о необходимости строительства этой дороги говорили ещё 100 лет назад, при царском режиме, причём в трассировке, мало отличающейся от нынешней. На «Белкомуре» работает управляющая компания, юристы, которые ведут этот проект. Конечно, мы хотели получить проектно-сметную документацию и начать прокладку полотна уже в 2013 году. Но, во-первых, год ещё не закончился, а во-вторых, рабочие чертежи находятся в высокой степени готовности. Проект, который будет реализовываться по схеме государственно-частного партнёрства, уже представлен пулу частных инвесторов и одобрен ими, он докладывался высшему руководству страны. Словом, прикладная часть «Белкомура» движется, но такой грандиозный проект стоимостью 186 миллиардов рублей (без учёта стоимости глубоководного порта в Архангельске, а это ещё 36 миллиардов) должен подтвердиться всей мощью государства. Участие государства в проекте носит скорее не экономический, а политический характер. Бюджетное финансирование составит 50 миллиардов рублей – менее трети всех затрат. Мы не форсируем сроки, но надеемся, что строительство стратегической дороги начнётся не позднее 2015 года. Нормативный срок прокладки железнодорожной магистрали такой сложности и протяжённости составляет 4 года.

– Скептики утверждают, что первые рельсы на новом «Белкомуре» не появятся даже после окончания зимней Олимпиады в Сочи 2014 года. Ведь впереди – затратный чемпионат мира по футболу, который пройдёт в России в 2018 году…

– Да при чём тут Олимпиада! Если следовать этой логике, то за хлебом в магазин надо идти только тогда, когда купишь масло. Проект одобрен высшим руководством страны и Министерством транспорта России. Ведь действующих мощностей Северной железной дороги уже недостаточно, чтобы загрузить порты Петербурга, Мурманска и Архангельска.

– Игорь Анатольевич, одно из главных природных богатств Поморья – это качественная с точки зрения бизнеса структура леса. Однако мощность региональной лесосеки используется только наполовину…

– Точнее, на 47 процентов. Расчётная лесосека в нашей области составляет 23 миллиона кубометров, а мы выбираем только 11. Тому есть и объективные причины, например транспортная недоступность отдалённых районов вырубки. Ведь цена за кубометр во многом зависит от транспортных расходов. Вот построим «Белкомур», тогда процент эффективности вырубки и восстановления зелёных насаждений резко подрастёт. К сожалению, рабочие места в лесной отрасли скорее не появляются, а сокращаются, так как в ЛПК внедряются современные высокопроизводительные машины и оборудование. Если раньше на производство кубометра требовались условных три человека, то сегодня – раз в 10 меньше.

– Многие регионы, входящие в СЗФО, имеют долги, сопоставимые с доходной частью своих годовых бюджетов. А как в Поморье?

– Доходная часть бюджета Архангельской области, без учёта показателей Ненецкого автономного округа, который по ряду государственных функций является частью нашего региона, превышает 70 миллиардов рублей, а госдолг составляет чуть менее 35 миллиардов. За 16 месяцев, которые я работаю главой региона, государственный долг области снизился на 3 миллиарда рублей. Мог бы снизиться больше, но у всех российских регионов за последний год серьёзно выросли социальные обязательства, особенно по повышению зарплаты бюджетникам. Чтобы снизить долговую нагрузку, правительство Архангельской области использует все доступные инструменты. Например, замену коммерческих кредитов бюджетными под гораздо меньшую процентную ставку. Когда я вступил в должность, область имела разбалансированный бюджет с заметной потерей налоговой базы. Поэтому все министерства Поморья сформулировали так называемые дорожные карты: план действий своих ведомств с конкретными датами их реализации. Только так мы создадим инвестиционную привлекательность региона, быстрее отдадим долги. В наших ближайших планах – создание новых предприятий и бизнесов. Но инвестиции пойдут только туда, куда можно доехать, поэтому необходимо строить дороги, мосты, другую инфраструктуру. При этом администрация намерена упорядочить доходы и расходы областного бюджета, не снижая социальных обязательств перед населением. Но социальные обязательства должны быть адресными.

– Назовите главные события или наблюдения со знаком плюс и минус с тех пор, как вы стали губернатором Поморья.

 

– На философские вопросы отвечать непросто, но попробую. Самая моя большая радость: я увидел, что у Архангельской области огромный потенциал. Не перспективный, не большой, а именно огромный. В развитии лесопромышленного комплекса, в судостроении, строительстве, туризме, малом и среднем бизнесе – во всём. По ряду отраслей в ближайшее время произойдёт прорыв. Я говорю не только об алмазах. Когда ты видишь, что качественный взрыв в экономике можно достигнуть за ближайшие год-два, работать гораздо интереснее. Теперь о разочарованиях… Я за полтора года проехал всю нашу просторную область, побывал в 90 процентах её крупных населённых пунктов: от Мезени до Котласа по вертикали, от Онеги до Коми по горизонтали. Чаще ездил на машине, чем летал на вертолёте, хотя времени жалко. С другой стороны, на автомобиле можно разом посетить несколько районов, побеседовать с людьми, а на вертолёте ты привязан к определённому радиусу и маршруту. Во время этих поездок я иногда с горечью отмечал, что люди с сомнением относятся к словам и действиям власти. Хотя в Поморье живут по-настоящему русские, по-северному спокойные, открытые, работоспособные и очень добрые люди. Как могу, пытаюсь вернуть им доверие к региональной власти. Очень важно донести до северян, что власть умеет и хочет работать. Ведь жители Поморья просят не недостижимых, а простых вещей: чтобы двери закрывались в подъезде, чтобы лестницы там были чистыми, чтобы из крана текла не жёлтая, а прозрачная вода.

Сергей Тачаев. Фото Ильдара Хабибуллина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь