Общество

Покажи свой аватар – и я скажу, кто ты

27 июля

Фотографии, которые человек выкладывает в интернете, могут много рассказать о нём.И зачастую вовсе не то, что он хотел рассказать сам

Вы влюбились, поженились, родили ребёнка? В вашей жизни произошло значимое событие – не молчите и немедленно расскажите об этом всем, вернее, «друзьям» в соцсетях! И неважно, сколько их – 5 или 1005 – пользователей, которым доступна ваша личная жизнь. Только можно ли считать личным то, что становится публичным… Хотя кто не поддавался искушению поделиться радостью или грустью в соцсети? Вы? Возможно, но таких, как вы, мало. Социальные сети позволяют жить в двух измерениях – в «реале» и «за стеклом», как виртуальный персонаж. Немного фантазии – и «житие» такого условного персонажа готово. Интимные фото романа его родителей сменились снимками в роддоме, после выписки из которого мама загрузила аватарку с новорожденным на свою страничку, а папа создал аккаунт сыну-грудничку. Первый зуб, первый поцелуй, первый развод, первый внук – и наконец финал. О кончине пользователя «френды» узнали по виртуальному подарку: кто-то, скорбящий по незабвенному, отправил ему виртуальное надгробие или венок, а может, и написал эпитафию на стену… И заботливый модератор удалил некстати весёлую аватарку. Ах!.. Фарс? Безусловно. Подмена личного публичным, реального – виртуальным всегда напоминает фарс.

Пользователь, по умолчанию согласившийся быть доступным, и сам постепенно превращается в «зрительного обжору», подглядывающего за другими. Анкета в соцсети – своеобразный психосоциальный паспорт человека, который он сам регистрирует и моделирует. Следовательно, если страница – «паспорт», значит, аватарка – фотография, идентифицирующая личность…

 

компетентно

«Не сам человек, а его мечта о себе»

Анатолий Алёхин, психиатр, доктор медицинских наук:

– Человек биологически нуждается в идентификации себя в ряду подобных. Для этого все средства хороши – от татуировок до пирсинга. Но наилучшие возможности для конструирования себя, конечно, представляют социальные сети, где «никто» может стать «всем». Современный человек обезличен, включён в гомогенную массу социума и функционирует как элемент непонятной большой машины. Создавая аватарку или ник, каждый настойчиво желает заявить: «Я есть!» Аватар – способ приписать себе некую идентичность, которая в повседневности утеряна. В любом случае человек конструирует виртуальный образ себя, обращаясь к другому виртуальному образу. Я сказал дочери, чтобы сменила аватарку. Она ответила: «Не могу, сейчас это моя суть». Да я и сам обновляю картинку в соцсети, когда меняю модальность жизни. То, что составляет контекст реальной жизни – рождение ребёнка, свадьба и тому подобное, – в комментариях и публичности не нуждается как некий факт. А вот я идеальный – такой, каким хотел бы быть, каким вижу себя в мечтах, – вот этот виртуальный образ и формируется в социальных сетях. Аватар раскрывает не статус, не характер человека, а мечту о себе.

Ирина Богдановская, кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания РГПУ им. А. И. Герцена:

– Для многих людей социальные сети становятся не столько дополнительным способом общения, сколько стилем жизни. Как и в любом общении, человек в интернете представляет себя другим, используя для этого различные средства, в том числе ники (псевдонимы) и аватары-картинки (авы, авики, аватарки, юзерпики и так далее). Современные психологи рассматривают аватар как один из вариантов самопрезентации человека.

Психологических характеристик аватара несколько. Вот одна из них, предложенная психологом Галиной Телятниковой. Аватар – это:

1. Демонстрация черт личности.

2. Выражение эмоций.

3. Демонстрация сферы интересов; показ хобби и увлечений.

4. Маска. Используя метафорическое изображение, пользователь может примерить любой вариант внешности, спрятаться за маской. 

5. Создание виртуальной личности. Наиболее часто такую функцию выполняют аватары в пользовательских ролевых играх, а также интернет-дневниках. 

6. Новый способ увидеть себя. Обычно мы не видим себя со стороны, а аватар предоставляет нам такую возможность, позволят нам видеть себя как Другого. 

Кира Преображенская, доцент кафедры философской антропологии и истории философии РГПУ им. А. И. Герцена:

– Сегодня человек центр своей жизни сместил в информационное пространство образов, возможно не существующих в реальности. Кто в своё время не влюблялся в актёра, музыканта, режиссёра, писателя с обложки–афиши–киноэкрана? Есть мнение, что любовь к кумиру возникает из страха реальных отношений. Может быть, из неудовлетворённости реальностью. Это же настроение сквозит и в образах, тщательно конструируемых нами в социальных сетях. Неважно, какой ты в реальности, – на аватаре ты появляешься как «царь и бог», любимый собой и окружающими. Думаю, принципиальное новшество этой формы самопрезентации заключается в возможности «возлюбить себя». Если развернуть логику мысли – эта любовь к себе становится элементом «любви к кумирам», от которой предостерегает Священное Писание. «Я» как кумир самого себя – достойный символ эпохи потребления. С другой стороны, в этих же соцсетях можно встретить такое изречение Махатмы Ганди: «Если ты хочешь перемену в будущем – стань этой переменой в настоящем». Наверное, возможен и позитивный сценарий аватарки: все слагаемые образа зарождаются в сердце. Другое дело, что реализовать мечту о себе – конечно же, задача не информационная.

Владимир Ильин, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ:

– В жизни людей любые символы полисемантичны: смыслы плавают, множатся, а порою они авторами и не предполагаются. «Прикольно» – вот типичная интерпретация самопрезентации на аватарке. Например, у меня в социальной сети стояло фото в папахе. Сейчас я поставил банальный снимок, так как использовал сайт для организации интервью, а портрет в папахе не лучший образ незнакомца. Своих фото часто избегают те, кто считает себя нефотогеничным или не имеет подходящей карточки под рукой. Фактор анонимности может быть значимым в ЖЖ, но не «ВКонтакте». Эту сеть чаще используют для общения с теми, кого знают в реале. Все три сотни моих друзей отлично знают меня, их друзья – тоже из «реала», поэтому серьёзные игры с идентичностью нелепы. Возможен лишь прикол.

 

тест

...Иначе через пару лет придётся ставить котика

Cексуальная фотография. 

Чаще всего за откровенными картинками скрываются дамы, активно ищущие новых знакомств. Однако подобные снимки на заставке нередко вызывают коммуникативные конфузы: мужчины, отреагировав на игривое фото, недоумевают по поводу возмущённого отпора сетевых прелестниц: «Да, я в дезабилье. Но я – леди! А вы, хам, что подумали?!»

Свадьба. 

Вчерашние невесты будто сигналят окружающим: «Я это сделала! Принцесса, богиня – жена!» Гламурность мероприятия – отличный повод пощекотать своё эго.

Мультяшки.

Хозяин юзерпика-мультяшки желает быть похожим характером на героя. Не стоит ждать правдивых рассказов от человека под маской «кролика Банни», зато «коту Леопольду» можно довериться вполне.

Знаменитости. 

Владелец такой аватарки заявляет о своих пристрастиях. Скрытое послание, которое она несёт, гласит: «Я очень современен, я в курсе того, что происходит в мире музыки (спорта, кино). Мне нравится эта тема, я люблю этого героя и с удовольствием буду общаться с похожими на меня людьми».

«Портрет невидимки» (фото со спины, в тёмных очках и тому подобное). 

Интерпретаций несколько: загадочный образ; закрытость, возможно, характерна и для людей коммуникативно насыщенных профессий – они слегка устали от общения.

Реальное лицо. 

Демонстрация своего лица – знак доверия. Почти что интим. Выбор такой аватары говорит о готовности к общению в «реале».

Мама (папа) с ребёнком. 

Человек таким образом сообщает значимую информацию о себе. Родитель сливается с ребёнком, как бы заслоняется им на фото. Если же взрослый выбирает аватарку с чужим ребёнком, это можно проинтерпретировать как потребность в тепле, защите, материнской заботе, внимании. Вполне возможно, что это человек, стремящийся задержать детство, несколько инфантильный.

Злодей. 

Такие изображения обычно выбирают люди, стремящиеся к одиночеству, замкнутые и легкоранимые. Их владельцев часто посещают агрессивные фантазии, они мучаются комплексом вины. Часто такая аватарка используется как «запасная» и «надевается» в моменты наибольшего раздражения.

Эксклюзив. 

Владелец нестандартной, собственноручно изготовленной аватары – лицо независимое, довольно высокомерное, знающее себе цену. Аватарка для него нечто вроде торговой марки, которую он защищает и раскручивает и за которой зорко следит (чтобы не украли). Общителен, любит спорить, умён, упрям, свою точку зрения отстаивает до последнего. Обидчив, но отходчив.

Природа. 

В такой картинке фон значит больше, чем предмет. Скрывающийся за пейзажем пользователь склонен к нестандартному мышлению. Ему не нравится рассказывать и даже просто говорить о себе. Ему вообще претят конкретные темы. Зато всегда готов порассуждать о мироустройстве. Легко-раним, любит природу, не переносит тусовок и фамильярности.

«Силовой» герой. 

Почти наверняка за этой аватарой скрывается подросток. Взрослый человек, выбирающий подобную картинку, страдает ярко выраженным комплексом неполноценности. В жизни он одинок, беспомощен и пессимистичен.

Животное. 

Каждое животное имеет в сознании человека определённый набор признаков, которые люди, скрывающиеся за такими картинками, приписывают себе. Если говорить о «зооаватарках», то тут, безусловно, лидируют коты. Кошечек особенно жалуют дамы, что породило сетевую шутку: «Займись собой, иначе через пару лет придется ставить котика на аватарку!»

 

справка «нв»

Аватар – воплощение божества в физическом теле

Слово «avatar» с санскрита можно перевести как «нисхождение или воплощение божества в физическом теле». В компьютерной терминологии аватар – это иконка, но и 3D-модель, представляющая человека в киберпространстве или в виртуальной реальности. В 1980-х слово «аватар» было использовано авторами компьютерной игры Ultima IV: Quest of the Avatar. Позже это понятие употреблялось в онлайновой ролевой игре Lucasfilm’s Habitat, созданной в 1987 году, где им обозначались виртуальные двойники игроков. Наибольшее распространение термин «аватар» получил после выхода в 1992 году романа «Лавина» американского фантаста Нила Стивенсона. В романе описывается созданный человеком виртуальный мир, в котором люди существуют посредством своих компьютерных копий-аватаров. По словам культуролога Н.Е. Вокуева, подобно индийскому богу человек стал создавать себя в новом, им же сотворённом мире.

 

кстати

• Использование изображения человека без его согласия незаконно, но в интернете свои правила. Поэтому если вы решите выставить в соцсеть пикантное фото, не удивляйтесь, когда увидите его в какчестве приманки на… каком-нибудь порносайте.

• Выбирая картинку, помните: «ВКонтакте» хватает групп, посвящённых нелепым аватаркам. И списки жертв пошлости постоянно пополняются.

• В разных сетях разные традиции. На «Одноклассниках», которые создавались изначально для поиска бывших соучеников, аватары вместо фотографий встречаются достаточно редко. «ВКонтакте», наоборот, – традиция создавать сложные картинки, включающие рисунки и фото с подписями. На «Фейсбуке» явно доминируют фотографии.



Мария Башмакова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь