Планета

«Я отрекаюсь!»

27 июля

В этом году на фоне многосерийного шоу с рождением британского наследника сразу четыре монарха добровольно покинули свои престолы. Налицо тенденция, которая может иметь серьёзные последствия для глобальной политики

Нынешний год принёс судьбоносные перемены в жизнь ведущих монархических домов планеты. В понедельник в Великобритании родился третий по счёту наследник престола – событие, которое подавалось мировыми СМИ в лучших гламурных традициях реалити-шоу. Днём ранее бельгийский король Альберт II отрёкся от трона в пользу сына, объяснив свой шаг сакраментальным «я устал, я ухожу». А до этого от монаршего служения публично отказались королева Нидерландов Беатрикс и эмир Катара Хамад бин Халифа Аль Тани. В этом же ряду и громкое отречение Папы Римского Бенедикта XVI. Все они как по команде сослались на преклонный возраст, проблемы со здоровьем и желание уступить дорогу молодым. Что это — стремление омолодить «голубую кровь» в преддверии каких-то важных мировых событий или же признак окончательного заката традиционных монархий?

...То, что третий по счёту наследник британского престола получил имя Джордж Александр Луис, что малыш как две капли воды похож на маму Кейт Миддлтон, слышали даже люди, которым нет дела до английской королевской семьи. Ещё бы — о родах супруги принца Уильяма на этой неделе вещали из всех утюгов! Возле лондонской больницы святой Марии круглосуточно дежурили операторы, а о каждом вздохе роженицы нам сообщали так, будто речь идёт о биржевых котировках.

Казалось бы, зачем так отчаянно пиарить жизнь королевских особ? Разве в мире победившей демократии что-то зависит от обладателей звучных титулов, золотых корон, пышных мантий и прочих старомодных погремушек? На самом деле зависит, и ещё как! Даже сегодня, в начале XXI века, венценосные особы умудряются сохранять колоссальную политическую власть, в том числе в странах с конституционной монархией. И пусть никого не смущает фраза «царствует, но не правит» – она очень точно передаёт суть явления, ведь слово «царствовать» на самом деле означает нечто большее, чем просто «править». Согласитесь: заниматься управленческой текучкой вполне способны и наёмные менеджеры, а вот принятие стратегических решений – удел людей из высших сфер.

– В современном мире монархи царствуют по-разному, – отмечает политолог Павел Святенков. – Где-то их власть до сих пор существует в абсолютном и неприкрытом виде, как в арабских нефтяных государствах – Катаре, Саудовской Аравии или Брунее, где-то она завуалирована с помощью религиозных церемоний, как в Ватикане (несмотря на выборность папы римского, специалисты считают Святой престол особой формой монархии), а где-то её прикрывает демократическая завеса, как в Великобритании. 

Королевская семья туманного Альбиона – это вообще отдельная история. По объёму властных полномочий королева Великобритании превосходит других августейших особ вроде испанского монарха Хуана Карлоса. Почему? Всё просто: в Британии отсутствует писаная конституция (её элементарно нет!), а политическая жизнь регулируется традициями и обычаями. Они-то позволяют английской королеве объявлять войну и заключать мир, распускать парламент, накладывать вето на любые решения депутатов, отправлять в отставку правительство и назначать премьером любого гражданина Британии, а не обязательно лидера победившей партии. 

Впрочем, большинство европейских монархов, как люди рациональные, не позволяют себе абсолютистских замашек. Деля власть с финансовой элитой («купцами»), они предпочитают сохранять неформальное влияние и скрываться за парламентской ширмой. В самом деле, зачем принимать огонь на себя, когда легче выпустить на сцену профессиональных актёров? 

Однако, несмотря на «демократические» ухищрения, современным монархам сегодня становится в мире всё труднее сохранять реальную власть. 

– Изначально монархия как форма правления опиралась на особый – сакрально-магический – тип легитимности, – поясняет историк и философ Александр Елисеев. – Народ должен верить в то, что власть короля происходит от Бога. Национальная аристократия должна служить своему владыке верой и правдой. А отпрыск королевской семьи обязан получать в детстве определённое воспитание, проникаясь сознанием собственной миссии. Ведь почему наследникам престола запрещается жениться на простолюдинках? Помазанник божий должен быть готов пожертвовать ради власти своим личным счастьем.

Очевидно, что соблюдение столь жёстких условий в наш расслабленный постмодернистский XXI век практически невозможно. Обосновать божественное происхождение власти в глазах подданных становится непосильной задачей – ввиду повального религиозного равнодушия и атеизма. В среде национальной аристократии тяга к красивой жизни давно затмила готовность к самоотверженному служению, а реальную власть перехватила финансовая элита. Наконец, «дух времени» и массовая культура давно преодолели стены королевских дворцов, изменив сознание отпрысков даже самых могущественных из династий. Поэтому многие обладатели голубых кровей начинают тяготиться своим статусом, жениться на миловидных простушках и поднимать тиражи таблоидов откровенно эпатажными выходками (особенно на скандальной ниве прославился английский принц Гарри, любитель стриптизёрш и пьяных дебошей). 

Возникает вопрос: как в условиях торжества постмодерна убедить народ в необходимости сохранения монархии? Шагая в ногу со временем, члены королевских домов стали приходить к выводу, что наилучший способ – превратиться из помазанников божьих в зажигательных поп-звёзд. В итоге монархия, перестав быть воплощением сакральной власти, повсеместно становится элементом шоу-бизнеса с обложками глянцевых журналов, обсуждением королевских нарядов, сплетен и романов.  

Что делать, таков «дух времени». Хочешь быть модным и актуальным? Изволь по полной отрабатывать свой номер на танцполе! И чтобы не оставаться на обочине информационного общества, все ведущие монархические государства сегодня вынуждены проходить через «омолаживающие процедуры». Недаром в этом году мы увидели парад отречений от престола – в добровольную «отставку» ушёл Папа Римский Бенедикт XVI, королева Нидерландов Беатрикс и бельгийский король Альберт II. За каждым из этих уходов стояла своя отдельная история, но показательно, что все венценосные «отставники» мотивировали своё решение плохим самочувствием и желанием дать дорогу молодым. 

– Не исключено, что в мире в скором времени грядут какие-то серьёзные события, – полагает социолог и футуролог Сергей Переслегин. – Готовясь к решающей схватке за власть, монархические государства выдвигают на передний план молодняк, лучше приспособленный к сегодняшним вызовам. Они мобильны, продвинуты, зажигают на вечеринках и строчат в «Твиттер» лучше «старой гвардии».

Но сможет ли эта «подтяжка лица» спасти монархические дома? Весьма сомнительно. Ведь ставка на «гламурную легитимность», способную обеспечить краткосрочный выигрыш, не отменяет для монархов необходимость подпитки из «сакрального источника». Но его-то они лишаются из-за своего пристрастия к фабрике грёз и таких сомнительных для божьих помазанников поступков, как добровольный уход на пенсию. Впрочем, именно такая линия поведения отвечает интересам той части западного истеблишмента, которая сделала ставку на демонтаж государственных суверенитетов и зачистку национальных (прежде всего аристократических) элит. Оно и понятно – в «дивном новом мире» нет места старым монархиям, даже таким могущественным, как Ватикан или Великобритания.

 

Ватикан. Папа Римский Бенедикт XVI 

Отречение от Святого престола – событие поистине экстраординарное: в последний раз такое случилось 600 лет назад. Мотивируя причины своего скоропалительного ухода, Бенедикт XVI сослался на возраст и плохое самочувствие. 

Но разве руководство Католической церковью не данный Богом крест, который его обладатель обязан нести до самой смерти? Поэтому большинство экспертов склоняются к мнению, что немецкий папа, лишённый харизмы Иоанна Павла II и известный своим консерватизмом, «ушёл на пенсию» в результате развязанной против него информационной войны.  

Как полагает известный ватикановед Ольга Четверикова, принципиального Бенедикта XVI свалила та часть западной элиты, которая ждёт от Ватикана большей «продвинутости» в вопросах морали и мечтает нажиться за счёт его гигантского золотого запаса. Надежды на незаметную «перестройку» Католической церкви она связывает со ставленником ордена иезуитов – папой Франциском. Новый понтифик вполне соответствует канонам «общества спектакля» – щеголяет своим аскетизмом, ездит на общественном транспорте и запросто заговаривает с бедными в присутствии телекамер. 

Нидерланды. Королева Беатрикс

На следующий день после отречения Бенедикта XVI – 29 февраля – голландская королева Беатрикс выступила с телеобращением. Поначалу этому событию никто не придал значения – мало ли правящая особа мелькала на экране за 33 года царствования! Но то, что произнесла 75-летняя королева, повергло нидерландцев в шок. 

 – Я отрекаюсь от престола не потому, что мои обязанности стали для меня слишком тяжелым бременем, – заявила популярная монархиня. – Но настало время, чтобы ответственность за нашу страну перешла следующему поколению. 

Праправнучка русского самодержца Павла I, Беатрикс запомнилась голландцам как обаятельная, спокойно-рассудительная «мама нации», которая правила легко и с улыбкой, не спровоцировала ни одного скандала. Хотя судьба не раз испытывала королеву на прочность. Так, в 2009 году в разгар праздника по случаю её коронации 38-летний мужчина на автомобиле въехал в толпу людей и чудом не протаранил открытый автобус с королевским семейством. Королева была потрясена до глубины души, ведь трагедия унесла шесть жизней...

После ухода Беатрикс на голландский престол впервые с 1890 года взошёл мужчина – её 45-летний сын Виллем-Александр. У самого молодого монарха Европы две страсти – небо (он дипломированный пилот) и пиво (его даже в молодости называли «пивным принцем»). Со временем его третьей страстью могла бы стать политика, если бы компетенцию короля серьёзно не урезали – отныне он лишён права назначать «информатора» (посредника) при формировании правительства. Поговаривают, что именно это обстоятельство и подтолкнуло Беатрикс к уходу. 

Бельгия. Король Альберт II

Взойдя на престол в 1993 году после смерти бездетного брата Бодуэна I, уже немолодой Альберт II за считаные месяцы снискал любовь и уважение подданных. Импозантный, всегда с иголочки одетый, величаво-сдержанный, он стал не просто светским львом, но и весьма талантливым правителем. Когда в 2010–2011 годах местные политики оставили Бельгию без правительства, монарх вышел из тени и преподал им урок успешного антикризисного менеджмента. Его недаром называли символом народного единства – Альберт II был единственным человеком, кто мог мирить франкоязычных валлонов и говорящих по-голландски фламандцев. 

Что же тогда вынудило венценосную особу оставить свой «боевой пост»? «Старость – не радость», – честно признал 79-летний монарх, официально передав трон сыну Филиппу 21 июля. Правда, злые языки утверждают, что всему виной некая художница, которая на днях объявила себя незаконнорожденной дочерью Альберта. 

Как бы то ни было, отныне Бельгией будет править король Филипп I – человек, лишённый царственной харизмы отца. Робкий и невзрачный, он отличается чудовищным косноязычием, за что подвергается насмешкам со стороны нидерландоязычной прессы. Некоторые эксперты вообще называют Филиппа последним бельгийским монархом – якобы уже при нём Бельгия может распасться на отдельные провинции. Впрочем, его первый шаг – отказ от королевской амнистии – наблюдатели, наоборот, нахваливают. Мол, правильно поступил: нечего монарху нарушать нормы международного права!

Катар. Эмир Хамад бин Халифа Аль Тани

«Карлик с амбициями гиганта» – так это крошечное арабское государство называют и его поклонники, и многочисленные противники. Занимая территорию, равную по площади Ленинградской области, Катар играет колоссальную роль на Ближнем Востоке. Его могущество держится на двух столпах – энергетическом (гигантские газовые месторождения) и информационном (телеканал «Аль-Джазира»). 

Превращение Катара в региональную державу во многом заслуга эмира Хамада бин Халифы Аль Тани, который пришёл к власти в 1995 году, сместив в результате бескровного военного переворота собственного отца. После этого страну наводнили западные советники, инструкторы и инвесторы, заложившие основы «катарского чуда». Почувствовав свою возросшую мощь, катарский эмир возомнил себя «делателем ближневосточных королей» – именно его миллиарды стоят за свержением Мубарака, Каддафи и вооружённой борьбой против Башара Асада. 

 Что же побудило амбициозного монарха 25 июня отречься от престола в пользу своего сына – Тамима бин Хамада бин Халифы Аль Тани, слывущего реформатором и умеренным либералом? По официальной версии, причиной стало плохое состояние здоровья эмира. Однако эксперты не верят в эти «сказки Шахерезады» – в соседней Саудовской Аравии короли правят зачастую не приходя в сознание, и это никак не мешает им оставаться на троне вплоть до самой смерти. Скорее всего, эмира вынудили уйти в отставку США, разочарованные результатами его «джихада» против Сирии. 

Михаил Тюркин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.78
0.234 (-0.25%)
Курс Евро
98.03
0.692 (-0.71%)
Погода
Сегодня,
30 апреля
вторник
+12
Слабый дождь
01 май
среда
+11
Облачно
02 май
четверг
+10
Облачно