Проезд в Петербурге опять подорожает
С нового года за жетон в метро, билет на автобус, троллейбус или трамвай, возможно, придётся платить на два, а то и три рубля больше
Официально об увеличении стоимости пользования общественным транспортом ещё, конечно, не объявили. И вряд ли объявят до конца осени. Но, учитывая опыт последних лет, в грядущем подорожании мало кто сомневается. Корреспондент «НВ» выяснил, как сильно транспортные расходы ударят по кошельку горожан и когда это может произойти.
В комитете по транспорту называют все опасения петербуржцев преждевременными. Однако скрывать не стали: по словам официального представителя ведомства Тамары Смирновой, проекты повышения стоимости билетов рассматриваются и до конца не проработаны. Окончательные варианты чиновники намерены представить не раньше конца августа.
Впрочем, уже сейчас известно, что в комитете по транспорту рассчитывают поднять цены на проезд на два рубля. Такое предложение прозвучало на предварительных бюджетных слушаниях. В этом случае жетон на метро подорожает до 30 рублей, а билет на трамвай, автобус или троллейбус – до 27 рублей. Однако источник в комитете по транспорту сообщил корреспонденту «НВ», что подземка может вообще подорожать сразу на три рубля. Правда, вариант, по которому уже с начала 2014 года цена жетона составит 31 рубль, собеседник «НВ» назвал всё же маловероятным.
– Метрополитен – очень расходный вид транспорта, – рассказал собеседник «НВ». – Особенно в Петербурге, где огромное количество льготников. Но переход 30-рублёвого рубежа вряд ли возможен. Это психологический момент.
В качестве главных аргументов в пользу подорожания источник в комитете по транспорту назвал традиционное увеличение цены на бензин и электричество, а также необходимость закупать новый подвижной состав. В случае с метрополитеном, как и предполагало «НВ», горожанам может аукнуться непременное желание чиновников запустить ночной челнок между «Спортивной» и «Адмиралтейской». Лишние два часа фактической перевозки составами воздуха (особой популярностью у петербуржцев челночный поезд не пользуется) больно бьют по рентабельности метро. А заплатить за удобства нескольких сотен человек, которым ночное метро приносит реальную пользу, придётся остальным пассажирам.
– Говорить о том, что транспорт подорожает именно на два рубля, рано, – отметила Тамара Смирнова. – Сейчас комитетом рассматривается несколько вариантов. Один из них, кстати, вообще не предусматривает роста цен на проезд. Необходимо проработать все детали, чтобы принять взвешенное решение, выгодное как для города, так и для пассажиров.
В вариант, при котором стоимость проезда останется на прежнем уровне, верится с трудом. Ещё ни разу власти Петербурга не отказались от повышения тарифов. Если есть возможность повысить цену, так почему бы этого не сделать? Если непопулярные меры всегда легко «обосновать» непомерными затратами и мифическим повышением качества обслуживания пассажиров.
Как выяснил корреспондент «НВ», наибольшие шансы на реализацию у проекта так называемого дифференцированного повышения. Речь идёт о том, чтобы внедрить в Петербурге систему, по которой граждане платят за проезд меньшие деньги в том случае, если используют электронные способы оплаты. Нечто подобное уже внедрили, например, в Москве. При этом варианте покупка билета у кондуктора в салоне автобуса обойдётся в 27 рублей, а владельцы электронных кошельков смогут сэкономить 50 копеек или рубль на каждой поездке.
– Предложение не лишено смысла, так как экономия заставит тех пассажиров, которые не покупают проездные билеты длительного срока действия (например, на месяц или квартал) переходить на электронную оплату, – считает аналитик рынка транспортных услуг Юрий Дорошенко. – Руководство комитета по транспорту давно лоббирует введение «Подорожника» (так в Петербурге называется карта, на которую можно зачислить любые средства для оплаты проезда), но пока не слишком успешно. А ведь поголовный переход на электронный кошелёк позволит в том числе отказаться от штата кондукторов. Таким образом, транспортники смогут не только сэкономить на сотрудниках, но и исключить так называемые несанкционированные потери, когда кондуктор не даёт пассажиру билет или плату взимает водитель.
Как сообщила Тамара Смирнова, решения о повышении стоимости проезда петербуржцам стоит ждать в конце ноября. До этого времени проекты чиновников комитета по транспорту должны рассмотреть в комитете по тарифам (здесь проверят, насколько обоснован рост цен) и комитете финансов, а также депутаты городского парламента.
Владимир Афанасьев