Культура

Януш Юзефович: «В России актёры увлекаются»

03 августа

Польский режиссёр рассказал, почему ему нравится работать в Москве и Петербурге гораздо больше, чем за океаном

«Какая в Петербурге прекрасная осень!» – воскликнул Януш Юзефович, попавший в наш город в перерыве между двумя почти тропическими антициклонами. «Это у нас такое лето», – поправила я его. «А-а-а, это лето? А осень ещё холоднее, да?» Мы ещё немножко поговорили про погоду, про осенние питерские дожди, про бабье лето, которое по-польски звучит почти так же – «бабье лято»… И этот разговор был неспроста: Януш Юзефович, знаменитый польский режиссёр, продюсер, хореограф, в прошлом – актёр, в настоящем – руководитель собственного театра в Польше, постановщик знаменитого мюзикла «Метро» в Варшаве, Нью-Йорке и Москве, собирается застрять в Петербурге на осень и зиму. В декабре в ДК имени Ленсовета пройдёт премьера его нового 3D-мюзикла «Пола Негри».

– Януш, осталось не так много времени, а вы совершенно спокойны. Не бегаете, не разговариваете поминутно по телефону, не кричите. Как, успеете?

– Спокойно успеем. Главное, у нас уже есть команда. Есть педагоги по вокалу, которые будут заниматься с актёрами. Есть прекрасные хореографы. Композитор Януш Стоклоса (он автор музыки к полутора десяткам фильмов и, конечно, мюзикла «Метро») тоже приедет в Петербург. Определены две главные героини, но мы ещё продолжаем с ними заниматься. Им предстоит освоить непростой материал. Нам нужен мощный красивый звук, большой диапазон… Это сложно.

– Вы задаёте предельно высокий уровень.

– От актёров требуются данные профессиональных певцов.

– Тогда не проще было бы пригласить именно певцов, а не драматических актёров?

– Нет, нет. Мюзикл – это такой сложный жанр… Нельзя сказать, что важнее – вокальные, драматические или хореографические данные. Нужно всё вместе. Главная героиня должна быть очень хорошей актрисой. Суперпоющей и супертанцующей. От неё зависит успех.

– То есть надо найти такой… бриллиант, и вы, как оптимист, говорите, что это возможно.

– Не один бриллиант, а три. Нам нужно три состава. Но я не устаю повторять, что талантливых актёров в России очень много. Например, Настя Стоцкая. Она не только прекрасный профессионал, но и готова учиться и меняться так, как нужно для этого мюзикла. Она звезда мировой величины. Я уверен, прошла бы любой кастинг во всём мире – хоть в Лондоне, хоть на Бродвее. Вторая – Ирина Медведева. Она хорошая актриса, но с ней нужно ещё заниматься вокалом. Я помню то время, когда только начинал в России работать и делал первый кастинг. Приходили люди, пели что-то по-английски. Без нот, без подготовки… Никто не мог танцевать. А теперь? Разве можно сравнить?! Приходят ребята – и они могут спеть и станцевать всё! Такие талантливые!

– Вы хотите сказать, что за десять лет уровень подготовки артистов в нашей стране…

– ...вырос, и очень здорово. Теперь я вижу профессионально подготовленных актёров. Это не шутки – в одном спектакле играть, танцевать и петь, для исполнителей это самый сложный жанр. Взял высокую ноту или не взял, поднял ногу на 180 градусов или не поднял, прыжок недокрутил – это всё видно. И зритель отомстит – не пойдёт. В Нью-Йорке я пытался найти парня, который поёт, танцует и играет, – и не мог очень долго. Лучшие актёрские агентства с ног сбились, я просматривал актёров десятками. Или хорошо пел – но совсем не мог двигаться, или наоборот. Или приходили такие… женственные мальчики, совершенно не соответствующие роли.

– С актёрами, которые будут играть главного героя – режиссёра Эрнеста Любича, вы уже определились?

– На днях решится этот вопрос. Говорили с Дмитрием Певцовым и Дмитрием Дюжевым. Очень хочу, чтобы грузинского князя сыграл Филипп Киркоров. Он в своё время сам попросил, чтобы я дал ему хоть какую-то роль в «Метро», и он сыграл её блестяще. А тут для него ещё и песня будет.

– Итак, предстоит несколько месяцев напряжённой работы…

– Я не один. Часть репетиций пройдёт в Москве, а когда в Петербурге будет готова сцена, то переедем сюда. Как хорошо, что между Москвой и Питером ходят теперь скоростные поезда!

– В 1999 году мюзикл «Метро» – это было событие!

– Газеты писали, что это был первый настоящий мюзикл в России, и называли его «взрывом молодой энергетики»… Иногда еду мимо и смотрю, спрашивают ли билеты с рук. Если спрашивают – значит, всё в порядке. И коммерчески это оказался довольно успешный проект. И мне очень приятно, что никому не известные до этого актёры – Теона Дольникова, Светлана Светикова, Антон Макарский, Катя Масловская, Тимур Ведерников – стали очень популярными, и их карьера продолжает развиваться. Но «Пола Негри» – это совсем другой проект. Красивая история о любви, начало XX века, Европа, Голливуд… Другой язык. А по технологии это уже XXI век. В «Метро» всё держится на исполнителях, на музыке и хореографии, но декорации там очень простые. В «Поле Негри» будет замечательная музыка Януша Стоклосы, прекрасные стихи Юрия Ряшенцева плюс ещё объёмные декорации, фантастические эффекты. Зрители будут смотреть это представление в специальных очках.

– Януш, вы работали в Польше и США…

– Ещё в Лондоне и Германии.

– И как вам в России по сравнению с этими странами?

– В Америке практически невозможно работать. Эти проф-союзы, они устроили там настоящий дикий социализм! На середине фразы ты должен заканчивать и убираться, потому что они показывают на часы и говорят: «Овертайм!»

– Время вышло.

– Они не могут понять, что театр – это не демократический институт, не фабрика по изготовлению носков, что творчество не подчиняется расписанию. Бывают репетиции, где ты сидишь три часа и не можешь понять, как всё-таки играть эту сцену. Ну не идёт… Понимаете?

– А как же. Я тоже не на фабрике работаю.

– А тут – раз! Начинается! Вот оно, озарение! А у них – овертайм. В России хорошо работается, потому что…

– Нет профсоюзов?

– Нет, просто здесь люди точно так же увлекаются, как и я, и они готовы сделать всё, в доску – так говорится по-русски? – в доску расшибиться. Не то что за океаном. Пусть отдыхают.

– Януш, скажите, почему вы выбрали именно этот жанр? Почему мюзикл, не театр, не кино?

– Мне было 17 лет, я совершенно не представлял, чем хочу заниматься. И вот однажды увидел киномюзикл Милоша Формана «Волосы». Я был потрясён: оказывается, можно так танцевать, так петь, и тема при этом может быть очень серьёзной. Как вы помните, речь там идёт о войне во Вьетнаме… Я вышел из кинотеатра, пошёл в парк, посидел на скамейке – и вернулся опять. Я посмотрел это кино в тот день три раза. И ощущение, что мюзиклы будут в моей жизни, уже меня больше не покидало. Получив аттестат, пошёл в школу, которая готовила артистов для телевидения. Там нас учили пению, каскадёрским трюкам, акробатике, танцам – помню, например, педагога по степу… Как это будет по-русски?

– Чечётка.

– А потом, когда я думал, что вот она, моя большая взрослая жизнь в искусстве, в Польше пришла к власти «Солидарность», это было начало 80-х годов. И всё закрылось, мне негде было применить свои знания. Настали такие времена, когда стало не до мюзиклов и не до театров. И я опять не знал, что мне делать. Поступил в театральную академию в Варшаве. Моим дипломным спектаклем был именно мюзикл – «Как ты себя плохо ведёшь». И в Польше этот спектакль не просто заметили, мы показали его 450 раз – на разных площадках, ездили с ним на европейские фестивали. Вот с этого и началось…

– Януш, во многих странах Восточной Европы нашу страну, прямо скажем, недолюбливают. Ваш роман с Россией осуждают в Польше?

– Когда в нашей стране рухнул социализм, я сделал у себя в театре «Русский вечер» – вы знаете, у меня есть частная сцена в Варшаве, сейчас ей уже 20 лет. Потому что в Польше отовсюду исчезла русская музыка. Звучала итальянская, французская британская, американская – только не русская. Я решил, что это неправильно. Пригласил звёзд, и весь вечер они пели красивые русские песни, народные и эстрадные, Окуджавы, Высоцкого. Приезжала к нам даже Алла Пугачёва. Были такие вопросы ко мне: почему именно русская музыка? Что, своей нет? Я сказал, что не занимаюсь политикой. Я занимаюсь искусством. Это та музыка, которую у нас в Польше все любят, все знают, все помнят. Мы давали этот «Русский вечер» много лет. Менялись исполнители, менялись песни, но все они были русскими. Мы предлагаем нашим зрителям шампанское – и это праздник, все подпевают! Это славянская культура, и душа славянская, и мы понимаем друг друга как никто. Во всяком случае, русские нам ближе, чем Западная Европа. Или Америка. Помните, у вас даже говорили: курица не птица, Польша не заграница.

– То есть вы хотите объединить то, что разъединилось из-за политики. Из-за политиков.

– Да. Почему нет? У нас много общего, но много и разного. И то и другое – хорошо. Я делаю свою независимую политику и иногда «работаю» мостом между нашими странами.

 

Беседовала Эльвира Дажунц
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь