В Выборге Говорухину стало тоскливо
Подведены итоги 21-го фестиваля «Окно в Европу». Главные призы получили фильмы «Она» и «Московские сумерки».
– Эта награда наверняка поможет прокату нашего фильма в России и странах СНГ. Брянск, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Россия – вперёд! – призывно выкрикнула режиссёр Лариса Садилова, получая «Золотую ладью».
Фильм о мигрантах, несмотря на его лирическую, спокойную интонацию, оказался самым социально заострённым. Брянск в общий ряд с Россией и другими государствами СНГ Лариса поставила не случайно. Именно там, в её родных местах, в доме, который она построила вместе с мужем – продюсером Рустамом Ахадовым, и проходили съёмки фильма «Она». Это было вынужденное решение: несмотря на финансовую поддержку Минкультуры и организационную помощь «Мосфильма», денег на производство оказалось крайне мало.
Остальные финансово поощрённые Министерством культуры фильмы, показанные на фестивале, как правило, не выдерживали никакой критики. Удручающе подействовали на зрителей и журналистов наскоро слепленные из неудавшегося сериала «Пельмени» (режиссёрский дебют сценариста Геннадия Островского), путаная и неряшливо сделанная «История графомана» Олега Филипенко, претенциозное и отчаянно скучное «Инакомыслие» Игоря Парфёнова и, к сожалению, многое другое, что приходилось смотреть.
На этом довольно безрадостном фоне Лариса Садилова заметно отличалась режиссёрским мастерством и гражданским неравнодушием. Европейский термин «кино морального беспокойства», когда-то рождённый впечатлениями от социально значимых фильмов Польши и Чехии, созданных в исторический момент обретения этими государствами политической независимости, на Выборгском фестивале критики иронически перефразировали в «кино морального самодовольства». И впрямь, панорама поделок отечественных кинопроизводителей поражала бесконечными претензиями на уникальное авторство и новизну без всяких на то оснований, а более всего – практически полным равнодушием к окружающей действительности.
Но то немногое, что достойно было быть отмеченным, не осталось без внимания жюри под руководством Сергея Шакурова. Приз за лучшую актёрскую работу по праву получил 29-летний Евгений Ткачук, выпускник театральной мастерской известного педагога и режиссёра Олега Кудряшова. Молодой актёр обратил на себя внимание после роли, сыгранной у Александра Сокурова в фильме «Александра», где он появился рядом с великой Галиной Вишневской. Награду в Выборге Евгений завоевал ролью люмпена Лёхи в фильме «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой.
Эту тонкую психологическую драму назвало лучшей картиной фестиваля жюри Гильдии киноведов и кинокритиков.
Приз за лучший дебют получил «Деливеранс» Сергея Кузнецова, отважно и очень качественно снятый дебютантом на собственные – скромные – средства.
В конкурсе «Выборгский счёт», где участвуют фильмы, уже показанные и отмеченные на других фестивалях, жюри нет. Тут оценки выставляют зрители, для которых мнения любых профессиональных жюри зачастую не имеют никакого значения. Подсчёт зрительских голосов и служит основанием для вручения призов.
Триумфатор «Кинотавра», великолепный фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил», вопреки ожиданиям, не занял в Выборге 1-го места. Получил лишь 2-е – да и то пополам с «Уик-эндом» Станислава Говорухина. На «Кинотавре» фильм Станислава Сергеевича был показан на открытии и вызвал откровенно ироническую, насмешливую реакцию, что очень обидело мэтра. В Выборг Говорухин приехал под занавес фестиваля и с явной надеждой на «Окно в Европу» – в Выборге его уж точно любят и ценят, всегда душевно принимают и неизменно награждают. Но первое, что поразило Станислава Сергеевича, и, надо сказать, не его одного, – куда-то исчезла здешняя фестивальная, тёплая и дружественная атмосфера.
– Куда делся Выборг? Почему такая тоска? – вопрошал, попыхивая вечной трубкой, Говорухин.
Итоги зрительского голосования его не вдохновили.
Первое место получили «Московские сумерки» Алёны Званцовой – крепкая мелодрама с мистическим уклоном. Зрители расстрогались, прокатчики, приехавшие на фестиваль, обрадовались. Смекнули, что это чувствительное кино можно взять в прокат: народ пойдёт его смотреть.
По устоявшейся традиции в Выборге в завершающий день фестиваля лил проливной дождь и дул шквальный ветер. Поэтому не все кинематографисты захотели посетить церемонию закрытия под открытым небом в Выборгском замке. Вот и Станислав Говорухин никуда не пошёл. Получать второй приз, да ещё в паре с другим режиссёром ему было явно не по нраву. Он любит быть первым.
Ольга Галицкая, киновед, Выборг, специально для «НВ»