«Красненькую речку» потопила «Нева»
В знаменитом муниципальном образовании разразился скандал
До минувшего вторника жители муниципального округа «Красненькая речка», который охватывает часть проспектов Маршала Жукова, Маршала Казакова и улицу Морской Пехоты, считали, что им с муниципальной властью повезло. Здесь чуть ли не самые красивые в городе детские площадки, клумбы, обилие простых или именных «депутатских» скамеек, урн, оградок у газонов и прочих примет муниципального благоустройства. О том, что во вторник в кабинете главы округа Романа Морозова проходил обыск и возбуждено уголовное дело о хищении средств из муниципального бюджета, большинство молодых мам и пенсионеров, гулявших вчера днём в ухоженных дворах на проспекте Казакова, узнали от корреспондента «НВ».
Известие стало для них шоком – они привыкли считать свой округ привилегированным. И имели для этого веские основания. Округ действительно непростой. Поэтому о предполагаемой краже всего-то трёх (максимум – пяти) миллионов рублей из бюджета петербургского муниципального образования «Красненькая речка» вчера с подробностями сообщали все федеральные СМИ. Значимость заурядному уголовному делу, возбуждённому управлением по экономической безопасности и противодействию коррупции ГУ МВД по городу и области, придали две фигуры, карьера которых отчасти связана с «Красненькой речкой», – спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и одного из самых ярких депутатов петербургского Законодательного собрания Виталия Милонова.
Никакого отношения к упомянутому уголовному делу они, разумеется, не имеют. «Красненька речка» просто входит в избирательный округ Милонова, ну а Валентина Матвиенко считаные дни побыла депутатом этого МО, чтобы получить возможность выдвигаться в сенаторы. Но есть связь другого рода: и Валентина Матвиенко, и тем более Виталий Милонов поддерживают дружеские отношения с главой муниципального образования Романом Морозовым. Который, хотя и считается в данный момент всего лишь свидетелем, является одной из ключевых фигур дела.
Само дело – очередная иллюстрация того, кто и как получает государственные и муниципальные заказы. Сплошь и рядом победителями конкурсов и торгов на право осваивать бюджетные миллионы и даже миллиарды оказываются фирмы, в штате которых только директор, секретарша и бухгалтер.
Но компания, которая была у Романа Морозова основным подрядчиком на работах по благоустройству – ООО «Нева» (в городе десятки фирм с таким названием, так что просим извинения у непричастных), – переплюнула всех. Судя по тому, что она зарегистрирована в квартире, где проживает её генеральный директор Всеволод Исаков, в её штате только он и состоит. Секретаршу ведь на балкон не посадишь. Тем не менее в прошлом году эта «Нева» получила от «Красненькой речки» заказов на 41 миллион рублей. По словам Исакова, он на эти деньги набирал людей (скорее всего, гастарбайтеров) по договорам. Это, повторим, ненаказуемо, но полиция считает, что стоимость выполненных и оплаченных работ по благоустройству района завышена примерно на 3 миллиона, которые сейчас и фигурируют в уголовном деле.
Вернёмся к главе «Красненькой речки» Роману Морозову. Отчасти его заслуга в том, что его округ был обласкан из городского бюджета. Валентина Матвиенко открыто говорила, что помогает и будет помогать «родному» МО. Виталий Милонов, распоряжаясь своей «депутатской поправкой», также явно испытывал симпатию к «краснореченцам». В результате при населении округа в 38 тысяч человек его бюджет в этом году составляет 98,5 миллиона рублей. Так что Морозов – человек не бесталанный. Тем более непонятно, почему, заключая контракты с «Невой», он не навёл о ней должные справки. Узнал бы много интересного. Не только о том, что фирма «прописана» в квартире гендиректора, но и такой любопытный факт, что её учредителем и собственником является пенсионерка из области, которая, кстати, ни сном ни духом про свой бизнес не знает.
Хотя, вероятно, Роману Морозову было достаточно того факта, что директор «Невы» Всеволод Исаков прежде работал в компании его отца. Это, конечно, весомый аргумент. Как и то, что у округа влиятельные покровители. Но именно поэтому муниципальному политику нужно было проявлять особую щепетильность в финансовых вопросах. Хотя бы для того, чтобы не бросать тень на этих покровителей, к которым тоже применима поговорка «скажи мне, кто твой друг…»
прямая речь
Дмитрий Ильковский, депутат (и экс-глава) муниципального округа «Петровский»:
– Никакой политики в этом деле я не вижу. Да, «Красненькая речка» помогла избраться в сенат Валентине Матвиенко. Я тоже предлагал ей для этого свой округ, понимая, какие выгоды это даст, но она выбрала их и отблагодарила. Завидую их бюджету белой завистью. Но правила-то работы для всех одни. Муниципалов проверяют и контролируют не меньше, чем чиновников Смольного. Представители прокуратуры иногда приходят прямо к нам на заседания, Контрольно-счётная палата о нас не забывает. Так что никакого финансового шила в нашем муниципальном мешке не утаишь. Правда, при нынешнем законодательстве при том же размещении заказов, распределении бюджета без нарушений не обойтись. Но в правоохранительных органах работают люди, которые тоже это понимают, потому формальных, на пустом месте, дел не возбуждают. Я, когда был главой округа, много раз получал по шапке за то, что помогал больницам, школам, даже военкомату, то есть тем, кто сидел на городском или федеральном бюджете. Но поскольку я ни рубля не положил себе в карман, дело ограничивалось внушениями и предписаниями. Если по «Красненькой речке» дело возбуждено, то, наверное, были основания.
Владимир Владимиров. Фото Юлии Осмоловской