Байкал в домашних тапочках
Россиянам предложили участвовать в очень странном мультимедийном проекте
Всё началось 25 марта 2013 года, когда телеканал «Россия» и Русское географическое общество запустили проект «Россия 10», в рамках которого предложили всем желающим выбрать наиболее яркие достопримечательности нашей страны. Для этого нужно было зайти на соответствующий сайт и проголосовать. Либо отправить sms-сообщение с соответствующим набором цифр на соответствующий номер. Выбор объектов и принцип их отбора были абсолютно произвольны. Главное, по мнению организаторов проекта, чтобы данный объект символизировал собою Россию. До 30 июня нынешнего года все желающие голосовали по своим федеральным округам (их у нас восемь). А с 1 июля все 80 выбранных достопримечательностей страны были выставлены на новое голосование. И теперь каждый может голосовать за Красноярские столбы, если даже он проживает в Ростове или Калининграде.
Многие, наверное, помнят скандальный телепроект «Имя Россия», который едва не закончился тем, что этим именем мог стать И.В. Сталин. Путём нехитрых тайных технологических манипуляций великий вождь советского народа в финальный тур всё-таки попал, но выиграть так и не смог. Победил Александр Невский. В нынешнем проекте происходит ещё куда более странная история, связанная с тем, как россияне якобы голосуют за то или иное памятное место, объект природы или сооружение.
Второй тур продлится ещё до 30 августа, после которого будут уже 30 «оставшихся в живых» знаменитых мест, из которых и выберут в течение сентября десятку лучших. Причём, по заверениям организаторов, определяться будет именно десятка без ранжирования мест с 1-го по 10-е и независимо от территориальной принадлежности. Те, кто займёт эти места, и будут объявлены победителями и, по всей видимости, символами нашей страны. Всё вроде бы понятно и ясно. Но когда внимательно начинаешь присматриваться к составу достопримечательностей, то невольно закрадывается сомнение в необходимости подобного конкурса и объективности критериев отбора.
Смешалось всё. В результате на звание символа России справедливо претендуют озеро Байкал и одновременно памятник домашним тапочкам, установленный в Томске. Почему тогда в этот список не вошёл памятник дивану Обломова в Ульяновске, или монумент в честь буквы О в Вологде, или памятник просителю в Челябинске? Я уже не говорю про петербургского Чижика-пыжика. Северная столица вообще представлена в «списке 80» только одним Петергофом, который ещё отчаянно борется за право войти в первую десятку (за него отдано более 800 тысяч голосов). Но отсутствуют Эрмитаж, Царское Село, Исаакиевский собор или Медный всадник. Неужели они не имеют права на то, чтобы считаться символами нашей страны или хотя бы претендовать на это звание? Как непонятно мне: почему в cписке нет Московского Кремля или ансамбля Красной площади (про нашу Дворцовую вообще молчу). Дело даже не в местном патриотизме, а в ощущении несправедливости или забвения очевидных символов нашей истории, природы и культуры.
Я понимаю, что авторы проекта руководствовались благими побуждениями просветительства и намереваются открыть россиянам и другие красоты родной природы или гениальных творцов архитектурных памятников. Но есть всё-таки объективные ценности, и если уж выделять Спасское-Лутовиново (родовую вотчину Тургенева), то никак уж нельзя оставить без внимания Пушкиногорье и Ясную Поляну. И если вы уж выдвигаете озеро Ханко, то почему в списке нет Селигера, откуда Волга берёт своё начало?
Некоторые объекты, вошедшие в список участников второго тура, настолько малоизвестны и малопопулярны, что, даже будучи включёнными в список соискателей, они не опознаются по месту расположения. Вы, например, можете с ходу назвать, где расположена усадьба Храповицкого? Или Далматовский Успенский монастырь? Или Невьянская наклонная башня? Я уж не говорю про Старую Сарпету… Все, конечно, знают, где находятся Мацестинский курорт или Кисловодский курортный парк. Но неужели они ценнее для нас, чем поле Бородина или Валаамский монастырь? Кстати, заметим, что полтора десятка сооружений, вошедших в список кандидатов, так или иначе имеют отношение к православной религии, что выглядит справедливым, учитывая конфессиональные предпочтения населения России. Но я никак не могу радоваться тому, что на первом месте символов нашей страны сегодня (за несколько дней до окончания второго тура) находится крикливый дорогостоящий новодел в виде мечети Ахмата Кадырова в Чечне. Вызывает у меня сомнение и число проголосовавших за этот «памятник», которое перевалило за 12 миллионов. Это наводит на печальные размышления не о роли ислама в нашей жизни, а об умении исповедующих эту религию организовываться и продвигать свои символы впереди всех.
Подобные перекосы и странности борьбы за лидерство в списке символов России порождают сомнение в объективности подсчёта голосов. Ведь, как учил И.В. Сталин, важно не то, кто как проголосовал, важно то, кто как считал голоса. Думаю, что всех этих несуразностей можно было бы избежать, если бы были объявлены критерии отбора кандидатов, и тогда бы Смоленск не попадал в список дважды – сначала как обладатель стен своего кремля, а затем как обладатель собора, стоящего в этом кремле. И, быть может, следовало бы отделить рукотворные достижения нашего народа от того, что сотворила природа. Быть может, помимо нашей с вами воли. Иначе более чем странным выглядит включение в «список 80» Саяно-Шушенской ГЭС, авария на которой унесла 75 человеческих жизней.
Будь моя воля, я бы устроил конкурс природных красот и редкостей, которыми так богата наша родная земля. Хотя совершенно ясно, что кому-то будет милее Куршская коса, кому-то – бухта Провидения, а кому-то – вулкан Тятя на острове Кунашир. Богатая природа бескрайних просторов нашей страны в сочетании с памятными местами её истории и должны были стать главным объектом внимания голосующих. Но, похоже, авторы идеи конкурса в очередной раз решили раздать всем округам по серьгам и оказались в ловушке собственных ложных идеологических посылок. О том, чем закончится подобная виртуальная игра региональных амбиций, мы узнаем через месяц.
Эта мечеть названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова, первого президента Чеченской Республики, и считается самым большим мусульманским храмом в России и одним из самых больших в Европе. Её строительство было запланировано ещё в советское время, но несколько раз прерывалось из-за перестроечных событий и чеченских войн и было закончено только в 2008 году. Здание мечети построено с учётом возможных землетрясений – оно особенно сейсмически устойчиво