Юные профи ждут поддержки
Министр образования и науки РФ выслушал претензии и пожелания участников чемпионата мира по рабочим профессиям
В министерство в футболке ходить не принято. Но для этих молодых людей в Министерстве образования и науки сделали исключение, ведь ребята – члены сборной команды России, впервые участвовавшей в мировом чемпионате по рабочим профессиям. На их белоснежных футболках красуется эмблема WorldSkills Russia – части большой семьи WorldSkills International («Мировые навыки»), эти чемпионаты и устраивающей.
О том, сколь престижно участие в играх мастеров, говорят такие факты: французских участников чемпионата, прошедшего в июле в Лейпциге, принял по возвращении президент Франции Франсуа Олланд, а немецкую делегацию – канцлер Ангела Меркель. Наши студенты колледжей и техникумов удостоились приёма у министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Министр знал, что дебют россиян не был победным – они заняли 41-е место из 54. Но начал встречу с тёплых слов.
– Для вас этот год стал трудным, интересным и успешным. Вы стали победителями первого Национального чемпионата по рабочим профессиям. Очень важно ваше участие и в мировом первенстве. Нам необходимо готовить профессионалов во всех сферах деятельности. Одна из задач, поставленных президентом, – создать 25 миллионов рабочих мест в течение нескольких лет. Мы прекрасно понимаем, что это возможно только при наличии высокообразованных специалистов, и смотрим на вас с надеждой, как на передовой отряд. Нам нужно создать в России иную систему среднего профессионального образования, чтобы она готовила нужное количество специалистов по востребованным профессиям, чтобы делала это в соответствии с самыми современными требованиями.
«Передовой отряд» слушал министра и готовился рассказать ему о своих проблемах. Первым взял быка за рога Иван Паршаков, столяр из Екатеринбурга:
– Нам очень не хватает хорошего оборудования и возможности работать с теми материалами, с которыми работают иностранцы. Мне в Лейпциге пришлось иметь дело с дубом, а опыта не было. Дома обрабатываем лиственницу и сосну, с дубом же работать сложнее.
– А дуба почему у вас нет? – спросил министр.
– А потому, что это дорогой материал. И оборудование… Оно ещё во многих техникумах советское.
– С предприятиями связь есть?
– Нет. У нас нет больших предприятий. Только маленькие столярки. И условия там… Я вот в одной столярке работал, так в ней даже вытяжки не было. А это нарушение техники безопасности.
Витя Бураков, челябинский веб-дизайнер, сказал министру, что эту профессию он осваивал самостоятельно. Нет её в списке профессий, которым у нас в техникумах и колледжах учат. И в дипломе у Виктора будет значиться «программист».
Дмитрий Ливанов узнал, что из названий 46 специальностей, по которым соревновались участники лейпцигского чемпионата, даже просто правильно перевести на русский удалось лишь только тридцать. Не говоря уже о том, что суть, содержание этих специальностей нам совсем незнакомы. Поэтому для российского дебюта было выбрано 14 профессий, в которых, как казалось, мы наиболее сильны.
Лидия Фролова, президент WorldSkills Russia, искренне переживает за каждого члена сборной команды
– Но в наших планах уже следующий национальный чемпионат WorldSkills провести по 30–35 специальностям, – сказала президент WorldSkills Russia Лидия Фролова. – И хотим ещё подать заявку на проведение мирового чемпионата 2019 года в России. В конце октября будет проходить открытый чемпионат Москвы, во время которого состоится заседание совета директоров WorldSkills International, его члены будут встречаться с руководителями ведущих компаний. Можно попросить вас тоже встретиться с советом директоров?
– С удовольствием встречусь, – ответил Ливанов.
И снова – о проблемах студентов, среди которых главная – отсутствие хорошего оборудования для нормальной учёбы.
– У нас в техникуме нет станка для резки кирпича, – пожаловался каменщик Юрий Александров из Республики Марий Эл. – Мы кирпич колем. Но это сказывается и на качестве, и на скорости. Я смотрел в Лейпциге за конкурентами – у них столько приспособлений, которые работу облегчают и которых мы просто раньше не видели.
– Да, у нас многие считают, что оборудование покупать дорого, а человеческий труд обходится дешевле, – сказал министр. – Но всё наоборот: труд человека – самое дорогое. И приоритеты должны поменяться. Надо, чтобы бизнес участвовал в развитии профтехобразования, и мы будем использовать наши связи для того, чтобы так было.
Ольга Попова, косметолог из Подмосковья, закончила, как это ни удивительно, пожарно-спасательный колледж. Было там отделение по её специальности.
– Я, конечно, кроссы со шлангами не бегала, – улыбается девушка. – Хотела бы дальше преподавать косметологию, но для этого надо закончить педагогический вуз. Но мне проблематично платить за триместр по 40 тысяч рублей. И вот ещё что. Косметологам так необходимо развиваться, ходить на профессиональные выставки. Сделали бы какие-нибудь льготы для студентов, чтобы по тысяче за билет на выставку не платить. Ну а про оборудование тоже скажу. Иностранцы работали с аппаратом для чистки лица, которого у нас в техникуме нет. На конкурсе надо было сделать тайский массаж, а нас ему не учили, пришлось за два дня его осваивать на родственниках дома.
Парикмахер из Татарстана Виталина Мардарьева предложила:
– Почему бы не собирать в одном городе специалистов в наших специальностях из разных мест, привозить туда зарубежных мастеров, которые учили бы наших учителей, знакомили их с современными тенденциями. Я вот, например, убедилась, что моя работа в повседневной жизни кардинально отличается от того, что делают иностранцы. У них чем авангарднее, экстремальнее, ярче причёска, тем лучше.
В конце этого откровенного разговора министр образования и науки сказал:
– В 90-е годы было деформировано представление о престижности образования, и наше участие в WorldSkills – свидетельство тому, что сейчас происходят изменения. Экономика всё равно расставляет всё по своим местам. И труд хорошего сварщика должен быть не менее престижен, не менее хорошо оплачиваться, чем труд специалиста с высшим образованием.
уроки мастерства
Как будто в первый раз в первый класс
–Что поразило: здесь люди в 20 лет умеют делать то, что у нас и тридцатилетние не умеют. Потому что учат классно. Я вот своей профессии, можно сказать, сам научился, в гараже. Ну нет в России колледжа, где её освоить.
Автопокрасчик Александр Корнеенков – из Подмосковья. Всего полгода назад он узнал, что есть чемпионаты мира не футбольные и хоккейные, а для мастеровых людей, таких как Саша. И вот студент Московского областного государственного автомобильно-дорожного колледжа уже участник этого чемпионата. Он в начале июля состоялся в немецком Лейпциге, в 42-й раз проводила его международная организация WorldSkills International, которая помогает молодёжи понять, что рабочие профессии – это престижно, интересно и денежно. Так, по крайней мере, дело обстоит в странах, серьёзно думающих о своём будущем.
Чтобы попасть в Лейпциг, Корнеенкову нужно было победить на Национальном чемпионате по системе WorldSkills в мае этого года в Тольятти. Там Саша идеально покрасил автомобиль и обеспечил себе путёвку в Германию. Он стал одним из 15 наших дебютантов на мировом первенстве. Это были студенты и выпускники колледжей из Москвы и Подмосковья, Татарстана, Башкортостана, Ульяновской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Пермского края, Республики Марий Эл. Некоторые из них за границу впервые выехали – а тут сразу столько впечатлений! Прежде всего демонстрация технических изюминок ведущих мировых фирм в павильонах выставочного комплекса Leipziger Messe. Десятки тысяч посетителей чемпионата могли понаблюдать за манипуляциями новейших роботов, сделать виртуальный сварочный шов на компьютере, надев специальные очки, погулять по 3D-саванне.
Все конкурсные задания выполнялись на виду у публики и под объективами сотен фото- и телекамер. В одном павильоне ландшафтные дизайнеры выстраивали райские уголки с фонтанчиками, горками из камней на зелёном газоне и цветами, в другом копались в вертолётном моторе механики (и сам вертолёт рядом стоял). Кому-то из зрителей повезло: они садились за столы и вкушали разные яства и напитки, которые приносили участники конкурса официантов.
Задания были повышенного уровня сложности. За четыре дня мебельщики, например, должны были сделать то, на что у опытных специалистов может уйти неделя или две. К тому же некоторым способам соединения деталей у нас в колледжах, как выяснилось, учат только в теории.
– Работали все наши конкурсанты очень старательно, и в качестве соперникам почти не уступали, а вот в скорости проигрывали, – говорит team-лидер российской сборной, руководитель проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Борис Белков. – Тут сказалось и то, что ряд заданий был непривычен не только для них, но и для наших экспертов, и то, что мы не уделяли внимания организации рабочего места. Такой, чтобы не терять времени на то, чтобы взять необходимое, положить куда надо, перейти от одного инструмента к другому. И эти инструменты технологически отставали от привезённых с собой конкурентами. Некоторые из них имели сделанные специально под заказ техсредства, позволявшие делать работу качественнее и быстрее.
Некоторым приёмам россиянам приходилось учиться прямо на ходу.
– Я во время работы подсматривала за соперниками. У них у всех такие разные взгляды на причёски. И я от каждого брала какие-то детали и использовала, – говорит парикмахер Виталина Мардарьева. – Особенно французы меня впечатлили – так они тщательно следили за качеством!
– Что говорить, если кореец к нашему конкурсу по всем его правилам готовился три года, а я за два месяца подготовку прошёл, – замечает веб-дизайнер Виктор Бураков из Челябинска.
– И английский надо знать хорошо, – это уже Иван Голдобин, спец по кузовному ремонту из Пермского края. – У меня была переводчица, но она не все термины сама понимала.
– В общем, мы как будто в первый раз в первый класс пошли, – подытоживает камнеобработчик Владислав Чеченёв из Башкортостана.
Увы, на пьедестал почёта наши ребята не поднимались. На финише ликовали корейцы, японцы, тайваньцы – азиатам удалось отхватить много золота. Радовались попавшие в первую десятку швейцарцы, бразильцы, австрийцы, немцы, французы, финны, англичане. Их страны в WorldSkills состоят много лет. В Швейцарии, Австрии, Германии работают системы дуального образования – учёба идёт параллельно с практикой. В Великобритании хорошо развита система наставничества. В Бразилии профобразование очень сильно поддерживает бизнес. А во Франции золотые медалисты чемпионата получат 30 тысяч евро, в Корее же они освобождаются от службы в армии. Мы пока таких стимулов предоставить не можем.
прямая речь
«Нам нужно гордиться учителями-новаторами»
Вот что министр образования и науки Дмитрий Ливанов считает очень важным в наступающем учебном году:
– За прошедший учебный год очень серьёзно обновилась инфраструктура наших школ и детских садов. Нам, безусловно, необходимо не экономить на электронных образовательных ресурсах, интернете, расходных материалах для той техники, которая была приобретена, иначе мы просто не сможем ощутить все результаты этих инвестиций. Нужно обеспечить все без исключения школы доступом в интернет с хорошей скоростью. До сих пор ещё во многих регионах есть школы, где скорости интернета едва хватает для того, чтобы использовать электронную почту…
На сегодняшний день в школах имеется 22 тысячи вакансий учителей, это примерно 2,8 процента от общей численности. В основном это учителя иностранного языка, математики, начальных классов. В целом аналогичный дефицит наблюдается в это время ежегодно, и ситуация приходит в норму непосредственно с началом учебного года за счёт перераспределения кадровых ресурсов и за счёт прихода в школы выпускников педагогических вузов и колледжей.
За последний год серьёзно возросла заработная плата педагогических работников на всех уровнях. На уровне дошкольного образования – на 53 процента (я беру второй квартал 2013 года по отношению ко второму кварталу 2012 года, то есть за год), на уровне общего образования – на 52 процента, дополнительного образования детей – на 58 процентов, начального, среднего профессионального образования – на 42 процента. Но нам нужно всегда иметь в виду, что сам по себе рост оплаты труда не приведёт автоматически к повышению образовательных достижений и результатов школьников. Необходимо, чтобы не только условия труда учителей улучшались, но и улучшалась их мотивация на достижение высоких качественных показателей в работе…
Очень важное условие высокого качества обучения – это инициатива и свобода учителей и школ. У нас за последние годы в результате роста бюрократии, бумажной отчётности практически остановилось инновационное движение школ и учителей, и это, безусловно, вызывает очень большую озабоченность… Мне думается, что нам предстоит в новом учебном году пересмотреть отношение к инициативе на местах, вернуться к практике стимулирования академической свободы, самостоятельности школ и учителей. Мы со своей стороны планируем резко расширить практику конкурсной поддержки экспериментирования, инноваций в школах от муниципального уровня до уровня отдельных учителей, но ждём аналогичных действий и со стороны регионов. Мне кажется, нам всем вместе нужно гордиться учителями-новаторами, теми, кто развивает и продвигает оригинальные педагогические идеи, «непослушными» директорами, а не ставить ограничения для их деятельности, что сейчас очень часто происходит…
Андрей Петров