Общество

«Знак должен быть виден издалека!»

31 августа

Эксперты уверены, что оборудование дорог светоотражающими указателями позволит значительно сократить количество тяжёлых аварий

Петербургские трассы продолжают оставаться одними из самых опасных в стране. В последнем рейтинге, опубликованном общественной организацией «За безопасность российских дорог», наш город разместился на вершине, в так называемой красной зоне. По данным экспертов, это значит, что на улицах Петербурга дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом или тяжёлыми травмами происходят чаще, чем в других регионах. В чём причина такой неприятной статистики и можно ли её изменить, выяснял корреспондент «НВ».

– Петербург действительно держит пальму первенства в плане опасных аварий, – признаёт заместитель руководителя общественной организации автомобилистов «4 колеса» Семён Авдеенко. – Во многом это объясняется объективными причинами: большой город, много машин, перегруженная улично-дорожная сеть. С этим сталкиваются все мегаполисы мира. Но я бы не стал разводить руками и кивать на то, что ничего нельзя поделать. У нас ведь и сами водители часто ведут себя на дорогах неподобающим образом – нарушают скоростной режим, не обращают внимания на сигналы светофора. Нужно повышать культуру вождения.

Впрочем, по словам Семёна Авдеенко, даже если вдруг все петербургские автовладельцы в момент станут вежливыми и культурными, ситуация вряд ли кардинально изменится. Гораздо больше проблем доставляют сами магистрали: качество их покрытия, разметки и дорожных знаков. На многих трассах, уверен эксперт, их можно заметить лишь в последний момент, из-за чего и возникают ДТП.

– По поводу асфальта и разметки никаких положительных изменений в последние годы не заметно, а вот со знаками ситуация меняется, – говорит эксперт. – На недавно открытом Северном участке Западного скоростного диаметра (ЗСД), например, установили современные светоотражающие конструкции, которые прекрасно читаются под любым углом. Хотелось бы, чтобы такие знаки появились на всех петербургских трассах, особенно у школ и детских садов. Знак должен быть виден издалека и в любое время суток!

На самом деле, как выяснил корреспондент «НВ», современные дорожные указатели со светоотражающим эффектом используются не только на ЗСД. Подобные знаки можно встретить также на Кольцевой автодороге (КАД) и Невском проспекте. Их особенность в том, что на обычную металлическую основу наносится специальная алмазная плёнка, отражающая свет фар в направлении приближающегося автомобиля. Не заметить такой знак, уверены специалисты, попросту нереально.

– На Западном скоростном диаметре использовалась алмазная плёнка последнего поколения, так называемая DG3, – рассказала эксперт по вопросам дорожной безопасности компании 3М (именно эта фирма устанавливала знаки на новом участке ЗСД) в Северо-Западном федеральном округе Анна Чистякова. – Так как это не простая магистраль, а скоростная трасса, то и к дорожным указателям здесь требования оказались особыми. Потребовался комплексный подход: знаки изготавливались из самого качественного металла, тщательно обезжиривались. Но всё же главное – это алмазная плёнка. Она имеет максимальную степень световозврата и отражает свет на значительное расстояние от знака. Для скоростной дороги это идеальное сочетание.

Как сообщила Анна Чистякова, результаты исследований, проведённых в России и Европе, показали: водители лучше воспринимают знаки с алмазной плёнкой и быстрее прочитывают их, получая лишних несколько секунд на то, чтобы при необходимости среагировать: нажать на тормоз или, наоборот, продолжить движение. Особенно это актуально в тёмное время суток.

По мнению Семёна Авдеенко, алмазная плёнка действительно очень полезна на дорогах. Но в Петербурге такие указатели пока ещё в новинку, хотя материал впервые появился в нашем городе аж в 2000 году! Сейчас светоотражатели, помимо ЗСД, КАД и части центральных трасс, используются, по сути, лишь для изготовления катафотов – так называются световозвращатели, которые крепятся на одежду. Как правило, их используют сотрудники дорожных служб на униформе. 

– Большинство петербургских улиц по-прежнему оборудовано знаками прежнего стандарта, – продолжает заместитель руководителя общественной организации автомобилистов «4 колеса». – По правилам их вполне можно использовать на наших дорогах, но эти конструкции уже морально устарели.

Главная причина этой «отсталости» банальна – отсутствие средств на замену знаков. Квадратный метр светоотражающей алмазной плёнки в зависимости от качества стоит от 300 до 2000 рублей. Материал третьего поколения, естественно, самый дорогой. Современный дорожный указатель может обойтись городу в приличную сумму – около 9–10 тысяч рублей. Для сравнения, установка обычного знака редко превышает 4–4,5 тысячи. Но, уверены эксперты, в конечном итоге эта экономия окажется лишь видимостью. Срок службы обыкновенного привычного дорожного указателя – не больше двух лет. Знак с алмазной плёнкой прослужит гораздо дольше. Так что расходы на монтаж и демонтаж конструкции поглотят всю разницу.

– Во многих регионах России на уровне властей приняты решения переоборудовать все дороги указателями со светоотражающим эффектом, – говорит Анна Чистякова. – Так уже произошло в Самарской и Свердловской областях, Татарстане. Москва постепенно переходит на них. В Петербурге пока такой программы нет. Но она нашему городу очень нужна!

– Экономический эффект от установки современных светоотражающих знаков проявляется не сразу, но через 4–5 лет он будет хорошо заметен, – считает Семён Авдеенко. – Но это ведь и не главное. Гораздо показательнее другая статистика: на дорогах, на которых появились такие указатели, число аварий резко сокращается.

В течение нескольких лет специалисты Росавтодора проводили исследование – около сотни самых опасных дорожных участков и перекрёстков страны оборудовали знаками с алмазной плёнкой. Результаты, как отмечают эксперты, превзошли все ожидания – число ДТП снизилось в некоторых местах вдвое!

А вот к другим дорожным новшествам, опробованным в Петербурге, эксперты пока относятся настороженно. Как рассказала Анна Чистякова, в нашем городе активно пытаются внедрять современные технологии, но далеко не все из них полезны на трассах. Речь, например, идёт о дорожных указателях на солнечных батареях, которые применяются на многих пешеходных переходах, и о светодиодных знаках.

– С одной стороны, хорошо, что видно определённое развитие этой сферы, – продолжает Анна Чистякова. – Но такие указатели больше отвлекают водителя от дороги, чем помогают ему сориентироваться. Каждый автомобилист может отреагировать на них по-своему. Кто-то растеряется от того, что перед глазами вдруг знак начинает мигать. А самое главное – чтобы водитель прочитал знак и быстро принял решение.

По словам Анны Чистяковой, подобные яркие и мигающие указатели зачастую могут восприниматься как рекламные конструкции и ухудшать дорожную ситуацию. К слову, в Петербурге хватает и настоящих рекламных баннеров, отвлекающих автомобилистов от дороги. Огромные мультимедийные табло размещены, например, на съезде с Тучкова моста (со стороны Петроградского района) и на перекрёстке Загородного и Московского проспектов. Неудивительно, что здесь аварии происходят примерно на 20 процентов чаще, чем на соседних улицах.

Как рассказал Семён Авдеенко, петербургские автолюбители готовят обращение к депутатам Законодательного собрания, в котором предложат перенять опыт других регионов и законодательно закрепить требования к установке дорожных знаков с алмазной плёнкой последнего поколения.

– В Петербурге достаточно компаний, которые занимаются производством таких указателей, – отметил активист. – На городской бюджет ляжет дополнительная нагрузка, это мы прекрасно понимаем. Но дорожная безопасность не та сфера, на которой можно экономить.

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь