Общество

Дело молодое

04 сентября

Новые бизнес-проекты петербуржцев не всегда приносят большую прибыль, но всегда – большую радость

Героев этого материала объединяет важный признак – молодость. Всем им нет ещё тридцати, но они уже успели создать своё, пусть и маленькое, дело. Их проекты очень разные, одни более успешные, другие – менее, но молодые предприниматели уверены, что тяготы малого бизнеса не идут ни в какое в сравнение c удовольствием, которое получаешь, когда приносишь пользу окружающим и родному городу.


«Ненужные вещи – неисчерпаемый ресурс»

У «Спасибо!» быстро появилось множество последователей: по всей стране уже отрылось около 20 похожих благотворительных магазинов

 

Формула дяди Фёдора из Простоквашино, согласно которой надо сначала купить что-нибудь ненужное, чтобы потом его продать, оказывается, может работать иначе. Пример тому – первый в России благотворительный магазин «Спасибо!», куда ненужные вещи приносят даром, а затем они становятся нужными.

– Когда мы только открывались, бизнесмены и юристы, с которыми мы консультировались, крутили пальцами у виска и говорили, что это абсурд и мы не выживем, – с улыбкой вспоминает Юля Титова, основательница «Спасибо!».

Мы сидим на ярком диванчике в дальнем зале магазина, в который никто не верил. По стенам – стеллажи с книгами, полки с яркими и милыми безделушками: игрушки, украшения, чашки, открытки… В соседней комнате – одежда, обувь, сумки, аксессуары. Свадебное платье ценой в тысячу рублей – пожалуй, самое дорогое из того, что есть в магазине. Все эти товары когда-то были ненужным. Но хозяева принесли их Юлиной команде, которая даёт им вторую жизнь.

Схема проста: люди отдают отслужившие своё предметы гардероба, которые тщательно сортируются. Большая часть распределяется по благотворительным организациям, остальное отправляется в центр раздачи для нуждающихся на улице Жака Дюкло. Лишь 10 процентов отсортированных вещей идёт на продажу. Вся прибыль после покрытия расходов тоже отдаётся – «Спасибо!» на постоянной основе поддерживает «Ночлежку» и «Упсала-цирк».

Идея сделать из ненужных вещей полезный ресурс пришла в голову Юле просто – она сама столкнулась с тем, что надоевшие платья и туфли выбрасывать жалко, а отдать некому. Потом отправилась в Великобританию и там впервые увидела, что такое благотворительный магазин, – в одном только Лондоне их оказалось свыше 900. Оказалось, что подобные проекты в Европе и США имеют чуть ли не вековую историю. В Америке в таких магазинах работают неблагополучные граждане из групп социального риска, а самая крупная сеть насчитывает 2,5 тысячи торговых точек по всей стране. Однако взять готовую модель и перенести её на российскую почву не получилось, пришлось приспосабливать её к нашим реалиям.

– То, как это работает у них, для нас неактуально, – говорит Юля. – У нас другая экономическая ситуация, уровень жизни, а главное – отношение к благотворительности как таковой. Поначалу мы постоянно сталкивались с недоверием, потому что словосочетание «благотворительный магазин» для большинства было абсолютно непонятным. Мы потратили много сил, чтобы элементарно донести, что это такое. Люди думали: если магазин, то какая благотворительность? Отдавайте так! Но они не понимали, что для того, чтобы просто отсортировать вещи, нужна уйма времени и усилий, – попробуй-ка перебери пять тонн в месяц! Не говоря о том, что нужно платить аренду, зарплату сотрудникам, нанимать транспорт для развозки вещей и так далее. На Западе таким организациям помогает государство, даёт льготы, помещения, у нас – выживай, как хочешь.

«Спасибо!» выжил вопреки прогнозам. Помимо центра раздачи вещей работают уже два магазина, которые обеспечивают жизнедеятельность всего проекта. Каждый месяц на счета благотворительных организаций перечисляется около 150 тысяч рублей, и останавливаться на достигнутом Юля не собирается.

– Сейчас мы выходим на новый этап, будем помогать ещё и небольшим организациям, – говорит Юля. – Хотим поднять суммы отчислений до 200 тысяч и выше. Наша задача – делать как можно больше прибыли, чтобы помогать по максимуму. Я не хочу зарабатывать деньги на этом проекте. Он должен приносить пользу.

 

«Хотим изменить отношение к переводу в России»

Школьные подруги Карина Будагян (слева) и Алла Калугина решили объединить свои знания и опыт, чтобы создать лабораторию переводов нового поколенияШкольные подруги Карина Будагян (слева) и Алла Калугина решили объединить свои знания и опыт, чтобы создать лабораторию переводов нового поколения

Вывеска в окне дома № 6 по тихой Мартыновской набережной на Крестовском острове может ввести прохожих в недоумение. Она гласит – «Simple. Лаборатория переводов». Однако объясняется всё легко.

– Лаборатория – потому, что сочетает академический подход к переводу с новейшими технологиями, – поясняют хозяйки бюро Алла Калугина и Карина Будагян. – А simple – потому, что работать с нами просто.

Дружат они со школы, обе окончили СПбГУ: Карина – филологический факультет, Алла – экономический. О своём бизнесе мечтали давно, у Аллы даже был опыт – цветочный магазин. Сначала хотели открывать языковую школу, но в итоге остановились на бюро переводов: работая в иностранных компаниях, на себе не раз испытали, что хороших специалистов мало, качественный перевод – редкость, а спрос на услугу растёт.

– На моей прошлой работе мы сотрудничали с известной в городе переводческой компанией, – вспоминает Карина. – Однажды сделали срочный заказ на очень крупную сумму. И потом я в течение восьми часов лично исправляла в тексте ошибки. Так что гарантии, что ты получишь хороший текст, даже обратившись в именитую контору, нет. Именно поэтому мы решили, что самым главным нашим критерием будет высокое качество.

А за качество, как известно, нужно платить, и это – второй основополагающий принцип работы лаборатории. Основательницы не скрывают, и даже, наоборот, подчёркивают, что цены у них выше средних по Петербургу. Зато за свой продукт они готовы ручаться. Сегодня в базе лаборатории, которой без малого год, уже более 50 переводчиков. Основное направление – европейские языки, но при необходимости найдут и редкого специалиста. Но главное, чем, по словам Аллы и Карины, они отличаются от остальных компаний на переводческом рынке, – отношением к самим переводчикам.

– Большинство из них получают за свою работу сущие копейки, – говорит Алла. – Естественно, при таком подходе никакого стимула сделать качественный перевод нет. Мы же платим достойные деньги, стараясь приблизиться к европейскому уровню. Вообще, пора уже сломать стереотип, что у нас в стране привыкли к плохому и дешёвому. Наша глобальная задача – изменить отношение к переводу в России.


«Букеты в бумаге – это стильно»

Никита Тужиков и Ольга Полякова уверены: для того чтобы сделать красивый букет, необязательно быть профессиональным флористом

Никита Тужиков и Ольга Полякова открыли службу доставки букетов «Цветков» около года назад. Но не простых, а в оригинальной упаковке из плотной бумаги, похожей на ту, из которой в Америке делают пакеты для покупок. Офис – маленькая комнатка в креативном пространстве «Четверть», окнами во двор. В углу – холодильник с цветами, посередине – стол, у стены – стеллаж с рабочим материалом: бумагой и бечёвкой для перевязки. Вот и вся нехитрая обстановка. А больше, собственно, ничего и не надо, кроме фантазии и ловкости рук.

– Букеты в бумаге – это стильно, к тому же экологично, – уверен Никита. – Цветы красивы уже сами по себе, а нагромождение ленточек и блёсток только портит впечатление.

Первый подобный букет ребята создали ко дню рождения подруги. Подарок произвёл должный эффект – и понеслось. Авторы идеи подчёркивают, что не делают упор на профессиональную флористику. Букеты Никита крутит самостоятельно, в основном импровизируя. Развозит тоже сам. Стоят они от 1000 рублей. Цветов заказывают немного, чтобы быть уверенными, что они не завянут вскоре после доставки. Есть каталог, из которого можно выбрать готовый букет, можно высказать пожелания по конкретным цветам, но заранее.

Опыт работы с цветами у Никиты уже был – молодой человек держал небольшой магазин у метро «Волковская». Но район оказался далеко не самым цветолюбивым, да и сам формат не слишком конкурентоспособен. Чего не скажешь о «Цветкове».

– Когда собираешь букеты, бывает, глаз замыливается, – говорит Никита. – Но потом идёшь на праздник, видишь, какие букеты дарят, и понимаешь, что наши выгодно отличаются.


«Для открытки всегда есть повод»

У автора оригинальных открыток VsegdaEstPovod Ани Лиепиной есть два неиссякаемых источника вдохновения: муж Иван и дочь Полина

Ваня и Аня Лиепины не собирались делать открытки семейным бизнесом. Аня – художник по образованию – однажды нарисовала забавного зайчика на стене мужа в социальной сети. Картинка так понравилась общим знакомым, что они уговорили ребят поставить производство на поток. Так у зайца появилось имя – Повод. Потому что, убеждены супруги, он – то есть повод – есть всегда.

– Не нужно ждать дня рождения или ещё какого-то праздника, чтобы порадовать близких трогательной открыткой, – считает Ваня. – Именно эту идею мы и стараемся продвигать. Но это сложно, потому что у нас люди не привыкли к спонтанным проявлениям чувств, всё завязано на какой-то официоз.

Сегодня в линейке Ани и Вани уже более 120 открыток. Главный герой на них всегда один – тот самый заяц, но тематика разная. Есть серия для друзей с пожеланиями удачи и прочих приятностей, есть открытки ко дню рождения, отдельная серия для влюблённых. Недавно стали появляться и картинки с видами Петербурга – ребята решили, что пора делать ставку и на иностранных туристов. За творческую составляющую отвечает Аня, она придумывает сюжеты для открыток и затем воплощает их в жизнь на планшете. Всем остальным – производством, фасовкой, распространением – занимается Ваня, причём совмещает эту деятельность с основной работой инженером. Печатают прямо дома, для чего специально закупили профессиональное оборудование. Кроме открыток делают магниты и маленькие карточки, которые можно приложить к букету цветов или подарку. Продукция распространяется в небольших магазинах, и пока, по словам создателей, спрос на неё не колоссальный.

– Открытки вообще не самый ходовой товар, – говорит Аня. – Это в Европе их любят дарить при любом подходящем случае, наши же сограждане часто не понимают, зачем вообще нужна открытка, да ещё если за неё нужно отдать сто рублей. Хотя за авторскую работу, по-моему, это совсем не много.

Несмотря на не слишком высокий спрос, останавливаться на достигнутом семья Лиепиных не собирается. Сейчас супруги в основном специализируются на индивидуальных заказах – по желанию клиента открытку можно разработать с нуля, и на ней появится то, что дорого его сердцу (конечно, в сопровождении неизменного зайца). Стоит такая услуга от 500 до 1000 рублей, а если платить столько не хочется, есть возможность персонализации уже готовых макетов за 100 рублей. Подумывают о том, чтобы распространять открытки в других городах России, а также в соседних Финляндии и Эстонии. И вообще, хотят сделать это своей основной деятельностью.

– Доход это приносит минимальный, – признаёт Ваня, – но поскольку на жизнь нам хватает, мы продолжаем этим заниматься просто потому, что это приятная работа – дарить радость окружающим.

Анастасия Ложко. Фото Евгения Лучинского
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь