Главный штаб заживёт по-новому
Уже через год в отреставрированных залах знаменитого памятника разместятся шедевры мировой живописи
Пятилетняя реставрация Восточного крыла здания Главного штаба официально завершена. В конце прошлой недели генеральный подрядчик работ, компания «Интарсия», объявил об их завершении и начале процедуры передачи помещений Государственному Эрмитажу. Напомним, уже совсем скоро в залах Восточного крыла разместится несколько музейных экспозиций. Корреспондент «НВ» одним из первых оценил восстановленные интерьеры комнат Главного штаба и выяснил, какие экспонаты переедут сюда из эрмитажных запасников.
Вообще-то закончить реставрацию первой очереди планировалось гораздо раньше. Но в процессе работ специалисты столкнулись с очень большой проблемой – серьёзной просадкой грунта под фундаментом здания. По словам президента группы компаний «Интарсия» Виктора Смирнова, реставраторы обнаружили, что под Главным штабом находится несколько крупных плывунов. За долгие годы грунтовые воды размыли площадку под фундаментом, образовав каверны. Чтобы один из главных памятников Петербурга не ушёл под землю, эксперты разработали специальную технологию укрепления его основания. Фундамент укрепляли с помощью 3500 буро-инъекционных свай, а все пустоты под ним залили бетоном. Сейчас, как заверили в «Интарсии», устойчивости комплекса ничего не угрожает. Но всё может измениться в любой момент, если на Дворцовой площади продолжат практику проведения крупных музыкальных шоу. Вибрация от мощных колонок способна негативно отразиться на основаниях окружающих площадь зданий.
Из-за необходимости укрепления фундамента и стен (некоторые участки фасадов оказались выщерблены почти полностью, кирпичи рассыпались буквально в пыль) реставрация Восточного крыла обошлась примерно на полтора миллиарда рублей дороже, чем планировалось. Общая стоимость проекта – 15 миллиардов. За эти деньги удалось не только капитально восстановить здание и его внутренние интерьеры, но и реализовать оригинальный проект возглавляемой известным петербургским архитектором Никитой Явейном «Студии 44». Главная его особенность – создание атриума со стеклянной крышей, объединяющего все пять внутренних дворов.
– Второй, третий и четвёртый дворы становятся фактически продолжением Дворцовой площади, вход сюда будет бесплатным и доступным всем желающим, – рассказал директор Главного штаба Александр Дыдыкин. – Через первый, самый маленький, двор в музей станут проходить экскурсионные группы. А пятый, самый большой, отвели для индивидуальных посетителей. Здесь же расположен гардероб и все сопутствующие помещения.
К слову, для того, чтобы оборудовать гардероб, пришлось углубляться почти на 8 метров, и теперь вещи посетителей хранятся ниже уровня протекающей рядом Мойки.
Пятый двор очень напоминает древнегреческий амфитеатр – ряды ступеней уходят вниз с ровной площадки, которую при необходимости можно использовать в качестве сцены. На самих же ярусах-ступенях в эти моменты будут устанавливать кресла. Но всё же основная художественная задумка архитекторов – это сквозной проход между всеми пятью дворами Восточного крыла. Разделяются они восьмью огромными многометровыми двустворчатыми воротами. По словам Александра Дыдыкина, изготавливали их по спецзаказу – сначала на Кировском заводе соорудили металлический каркас, а затем его обшили деревянными панелями.
Из особенностей атриума ещё стоит отметить систему стеклянных мостов, через которые посетители смогут попасть в различные помещения Восточного крыла. Дизайнеры хотели создать здесь висячие сады, но после долгих консультаций отказались от этой идеи – микроклимат, необходимый для сохранения экспонатов, не подходит для растений и их пришлось бы менять каждые полгода.
Восстанавливая историческую роспись и лепнину, реставраторам тоже пришлось очень хорошо потрудиться. В советское время помещения Главного штаба занимали различные ведомства, и далеко не все они относились к художественным ценностям с должным пиететом.
– Часть комнат, например, отдали под нужды Главного управления милиции Ленинграда, другие помещения заняли проектные институты, – продолжает Александр Дыдыкин. – Самое интересное, что на площадях, занимаемых правоохранительными органами, роспись практически полностью уцелела. А вот там, где сидели проектировщики, почти ничего не осталось! Казалось бы, те, кто создаёт проекты будущих зданий, должны ценить искусство. К моему удивлению, они этого не делали. Возможно, потому, что просто завидовали предшественникам.
По словам Александра Дыдыкина, больше всего пришлось потрудиться в так называемой красной зоне. Реставраторам удалось практически полностью восстановить роспись потолка и стен бывших квартир канцлера Российской империи и нескольких министров. Часть живописи оказалась в настолько плохом состоянии, что воссоздать её удалось лишь по счастливой случайности – эти детали картин дублировались и встречались в одном помещении несколько раз. Для того чтобы посетители смогли самостоятельно оценить масштаб реставрационных работ, в некоторых комнатах поставили специальные стенды со снимками одного и того же участка, сделанными в процессе работы.
А в канцлерской квартире, например, пришлось заново создавать одну из стен танцевального зала, которую снесли ради того, чтобы расширить милицейский конференц-зал. Работа проведена на отлично – не зная истории этой комнаты, никогда не отличишь новодел от исторических интерьеров!
Музейных экспонатов в новых залах пока почти нет. Это и неудивительно – до конца года подрядчик должен полностью передать Восточное крыло Эрмитажу, а сейчас здесь активно ведутся пуско-наладочные работы. За несколько месяцев предстоит полностью отладить системы кондиционирования, вентиляции, охраны и отопления. После этого, как отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, в отреставрированных залах начнут проводить выставки.
Корреспондент «НВ» выяснил, что часть третьего этажа Восточного крыла (как раз те комнаты, где реставраторы сумели восстановить уникальную живопись) отдадут под музей русской гвардии периода XVIII–XIX веков. По соседству с ним разместят экспонаты, относящиеся к шедеврам эпохи ампира, для которых сейчас не хватает места на основных площадках Эрмитажа. Большая часть второго этажа предназначена для демонстрации произведений современного искусства. Правда, до сих пор музейщики не определились, что конкретно показывать гостям в первую очередь. Вероятнее всего, каждые полгода экспозиция станет меняться.
Наибольший интерес, по мнению экспертов, в Восточном крыле Главного штаба вскоре будет представлять четвёртый этаж, куда из Эрмитажа переедут картины импрессионистов. Одними из первых сюда поместят легендарные полотна Пабло Пикассо «Любительница абсента» и «Хоровод». Кстати, для того, чтобы зрители могли полюбоваться шедеврами в максимально приближённой к реальности обстановке, воздействие электрического света на картины сведут к минимуму. Для этого в проекте специально предусмотрели большие окна в потолочной части залов, через которые станет поступать естественное освещение.
Полностью помещения обновлённого Восточного крыла в музее предполагают заполнить экспонатами к 9 декабря 2014 года, когда будет отмечаться 250-летний юбилей Государственного Эрмитажа. К этому времени, как отметил министр культуры РФ Владимир Мединский, Главный штаб превратится в настоящую сокровищницу мирового искусства.
– Работа проведена грандиозная, – не поскупился на похвалы глава Минкультуры. – Мы с членами приёмочной комиссии обошли практически все помещения, от подвалов до чердаков, и очень впечатлены увиденным.
Ожидается, что работы по реставрации Западного крыла Главного штаба обойдутся примерно в ту же сумму и начнутся уже в середине следующего года.
Владимир Афанасьев