«Моя профессия состоит из преодоления»
Известный кинорежиссёр Евгений Татарский отмечает сегодня 75-летний юбилей
Он сделал себя в профессии сам, без протеже и родственников-кинематографистов. Просто с детства любил кино. Шёл к мечте постепенно: сначала устроился разнорабочим на «Леннаучфильм», потом три года был помощником режиссёра. Твёрдый характер Татарского ковался ещё в раннем детстве, в котором были голод, лишения, долгое ожидание отца с фронта и пришедшая похоронка и принципиальность матери, не пожелавшей вернуться на кондитерскую фабрику после обвинения её во вредительстве во время сталинских гонений на евреев. Имея талант комедиографа, Татарский ни разу не снял комедию в чистом виде, приключенческие и детективные сюжеты дополнял философским осмыслением. У Татарского – всегда подоплёка, всегда вторые смыслы при внешне лёгком и увлекательном зрелище – взять хотя бы «Золотую мину», «Приключения принца Флоризеля», «Джека Восьмёркина, американца».
– Евгений Маркович, что для вас является предметом особой гордости?
– Горжусь тем, что судьба сводила меня с удивительными актёрами, композиторами, режиссёрами, операторами. Про них давно надо было книжку написать. Я и написал, называется «Записки кинорежиссёра о многих и немного о себе», она вышла в 2011 году. Вспоминаю там Иосифа Хейфица, Александра Володина, Донатаса Баниониса, Олега Даля, Александра Журбина, Исаака Шварца. Есть страницы о Сергее Курёхине, написавшем отличную музыку для картины «Тюремный романс», о Марине Влади, которую снимал в фильме «Пьющие кровь», о Константине Хабенском, которого первым разглядел как прекрасного киноактёра…
– Как шла работа над этой книгой? Трудно ли было сесть за перо?
– А я за перо и не садился. Меня всегда считали хорошим рассказчиком. И вот я наговорил на диктофон разных историй. Получилась такая живая беседа с читателем. Ведущий кинокритик и кинопродюсер Армен Медведев сказал о моей книге много тёплых слов. О нём я тоже написал – потому что Армен Николаевич сыграл в моей судьбе очень важную роль.
– А расскажите!
– В 1986 году я снял по заказу Гостелерадио трёхсерийный фильм «Джек Восьмёркин, американец». Изначально должны были запустить картину с другим названием – «Баллада о молодых коммунарах». Но в то время о молодых коммунарах не очень-то хотелось снимать. Наверное, это был первый в перестроечные времена ироничный фильм по отношению к коммунам и коммунистам 20-х годов, к советской власти. Привёз я в Москву этот трёхчасовой фильм. Показал. А мне говорят: «Фильм ваш вредный, мы его не принимаем». Я, конечно, возмутился, попытался переубедить. Ни в какую. Тогда я в сердцах кричу, что поеду в Госкино и буду искать там правды.
Но пока добирался, пыл мой несколько поостыл. На вахте спросил: «А кто у нас нынче председатель Госкино?» И услышал: «Армен Медведев». Везение! Я знал Армена Николаевича как человека смелого и демократичного. И у меня появилась надежда. Я вошёл в кабинет, Медведев вспомнил меня, скомандовал: «Давай, неси в аппаратную, пускай зарядят». Он хохотал на протяжении трёх часов: «Старик, так ты комедиограф! Сделай мне две серии из этого, и я запущу на экраны». На утро я уже сидел на «Ленфильме» и монтировал. Медведев сдержал слово.
– Можно ли считать, что это был ваш звёздный час?
– Можно, конечно. Хотя звёздных часов было несколько. Самый первый – это 20-минутная короткометражка «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» по рассказу Виктора Драгунского. Я снял картину в 1973 году в качестве дипломной работы. Сценарий написал писатель Валерий Попов, и я тоже приложил руку. Этот фильм получил первый приз – «Хрустальный глобус» – на международном фестивале в Мюнхене. Об этом я узнал совершенно случайно от своего одноклассника Жени Шкатова. Но главное, что о моей победе узнали чиновники от кино. После этого успеха меня позвали работать на другие картины. Потом был взлёт с детективной картиной «Золотая мина», ну а дальше, конечно, «Приключения принца Флоризеля».
– Вы пригласили туда сниматься Олега Даля. Но говорят, работать с ним было очень сложно?
– Это так. Я много работал с Олегом на съёмках картины Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», где я был вторым режиссёром. Мне приходилось опекать Даля, у него был очень сложный характер пьющего человека, никто не знал, что он выкинет в следующий момент. Но партнёром для актёров он был прекрасным. В «Золотой мине» где дебютировала Любовь Полищук, в одной из сцен она снималась с Олегом Далем. Совершенно неопытная киноактриса сыграла отлично! На мою похвалу она ответила: «А партнёр-то какой был!» Когда я задумал снимать «Принца Флоризеля», никого другого в этой роли, кроме Даля, я и представить себе не мог. А работали так: к Олегу был приставлен в Ленинграде человек, который провожал его в аэропорт, следил за ним буквально до того момента, пока Даль не поднимется по трапу самолёта, а уже тут, на юге, где шли съёмки фильма, в аэропорт мчалась его жена Лиза и встречала на выходе после паспортного контроля. В ином случае Даль терялся по дороге, и мы могли бы ждать его безуспешно по несколько дней. Однако будь он другим – послушным, пунктуальным, – то по-другому бы существовал на площадке. Я прощал ему всё.
– Творческие натуры ревнивы, обидчивы, самолюбивы. Вы способны простить? Можете оценить успехи других?
– Почему же нет? Когда я вижу, что какие-то вещи сделаны талантливо, я радуюсь успеху и от души поздравляю коллег. Но в последнее время всё как-то помельчало, и крупных режиссёрских удач я не вижу. Как и актёрских побед – тоже немного. Вы заметили, что сейчас набирают на актёрские курсы молодёжь со сплошь стёртыми лицами? Сегодня не нужны характеры, яркие личности, если снимают в основном коммерческие сериалы.
– Вы тоже в сериалах замечены были…
– Но не по двадцать же серий! Несколько серий снял в «Убойной силе», одну – в «Ментах», выступив и сценаристом. Снимал вынужденно – ничего ведь почти не происходило в кино в 90-е. А жить-то надо. Но приходилось отстаивать свои режиссёрские позиции. Алексей Нилов здорово выпивал на съёмках, и я ему поставил условие: «Придёшь ещё раз выпивший, это будет твой последний съёмочный день». Он не поверил, хмыкнул, понимая, что впереди большой сериал. Но я сказал: «Это будет так, придёшь, а на стене – твоя фотография в траурной рамке: «Вчера геройски погиб при исполнении служебных обязанностей капитан Ларин». И он понял, что я своё слово сдержу.
– Жёсткий вы режиссёр!
– А без этого нельзя. Иначе ты не режиссёр, а так, подспорье какое-то для продюсера, ты становишься человеком без голоса и лица. Режиссёр Владимир Венгеров говорил мне: «На 90 процентов профессия режиссёра состоит из преодоления сопротивления окружающих». Мы все разные, а часто судим о степени таланта только по себе. У меня случилось на долгие годы охлаждение отношений с Алексеем Германом, который считал, что я, снимая быстро, халтурю, а он, тратя на одну картину годы, снимает для вечности. А потом наступила та ночь, когда Герман позвонил мне по телефону и признался, что по качеству мой фильм «Приключения принца Флоризеля» равен «Шербурским зонтикам». Мы потом встретились, выпили, поговорили, объяснились. И на следующий день он меня спросил: «А чего мы, дураки, двадцать с лишним лет не общались?» Так бывает. Критика газетная на меня тоже действует, портит настроение. Как-то уважаемый мною киновед Юрий Богомолов разнёс «Джека Восьмёркина»: мол, скучно, длинно, а в финале совсем никуда. Потом выяснилось, что это не он писал, так как ему было в тот момент некогда, а попросил сделать разбор студента. Вышел казус. Но он извинился.
– Вы входите в художественный совет «Ленфильма». Каким видите будущее студии?
– Вполне успешным. Общался пару раз с председателем совета директоров студии Фёдором Бондарчуком. Он не произвёл на меня впечатления высокомерного или зазнавшегося человека. Верю, что у них с гендиректором «Ленфильма» Эдуардом Пичугиным получится возродить студию. Доброе дело уже сделали – открыли киноцентр «Великан». Огромные усилия были затрачены на то, чтобы вернуть коллекцию «Ленфильма», – а это ведь деньги, которые реально будет иметь студия.
– Тем не менее вы сами уже десять лет как не снимаете кино. Хотели бы?
– Конечно, я ещё чувствую в себе силы. Но никто не приходит и не предлагает, а сам я никогда не набивался.
Беседовала Елена Добрякова. Фото Интерпресс