«Это история о Раскольникове, только сто лет спустя»
В Балтийском медиа-центре состоялась встреча с создателями фильма «Роль» – продюсером Андреем Сигле, режиссёром Константином Лопушанским и актёром Максимом Сухановым.
Об этой картине, мировая премьера которой состоялась не так давно, на 35-м Московском международном кинофестивале, стали говорить задолго до решения жюри. Новая лента Константина Лопушанского собрала массу восторженных отзывов критики. Её называли «лучшим фильмом режиссёра – ученика Андрея Тарковского», «выдающейся работой классика российского кино», «сильной, запоминающейся картиной», «умным фильмом с глубоким и точным смыслом»… Но при этом главных призов авторское кино Лопушанского удостоено не было, за исключением награды федерации киноклубов России в номинации «Лучший фильм основного конкурса 35-го ММКФ».
Ну да бог с ним, с ММКФ. Петербургская премьера «Роли» прошла 15 сентября с тем же оглушительным успехом. То есть фильм озадачил. Удивил. Заставил зрителей создавать свои многочисленные трактовки и находить скрытый смысл. Искать не только ответы на вопросы, но и ставить сами вопросы. Обнаруживать намёки и аллюзии в том или ином эпизоде. Как режиссёр отнёсся к тому, что в его картине подчас находится то, что неведомо самим создателям фильма?
– Как раз это мне и радостно, – сказал на встрече с петербургскими журналистами Константин Лопушанский. – Это право каждого – сочинять на основе увиденного свой мир. Чем талантливее зритель, тем сложнее будет этот мир.
«Роль» – это не боевик о Гражданской войне. Не комедия, не мелодрама, не историческое кино… Русский актёр Евлахов оказывается в самой гуще Гражданской войны. Поезд, в котором он пытается спастись от красных, захватывает краском (красный командир) Плотников. Именно он решает, кого помиловать, а кого расстрелять. В тот самый момент, когда герои сталкиваются лицом к лицу, оба понимают, что как две капли воды похожи друг на друга. Потом – бой, краском погибает, Евлахов спасается. Перебирается в относительно благополучную Финляндию, где есть всё: семья, деньги, театр, поклонники. Но странная навязчивая идея никак не даёт ему покоя – Евлахов хочет вернуться в Россию, в город своей юности Петербург, но – в роли своего двойника. Перевоплощение настолько захватывает актёра, что он решает играть эту роль до конца. То есть буквально – до самого конца. До смерти.
Сценарий фильма писался почти тридцать лет. В первом варианте авторы Павел Финн и Константин Лопушанский хотели рассказать о человеке, потерявшем после Гражданской войны память. Потом появилась идея сделать героя актёром, который по-своему пытается постичь послереволюционные реалии.
– Познавая ту трагедию, которая расколола страну, писатель, например, написал бы книгу, композитор – музыку. Что может актёр? Только играть, – сказал Константин Лопушанский.
Ставя над собой такой эксперимент, актёр пытается понять, насколько точно он сможет перевоплотиться в красного командира. Неужели до такой степени, чтобы так же легко убивать? Понять это – значит понять, какими были бы мы сами, попав в ту эпоху, в те обстоятельства. И, соответственно, осмыслить, что за цунами обрушилось на Россию в 1917 году.
– Если хотите, это история о Раскольникове, только сто лет спустя, – добавил режиссёр. – А ещё – о раздвоении личности и об актёрстве как болезни. (В фильме финский психоаналитик, вызванный женой к одержимому актёру, говорит: «Я русских не понимаю, у них мотивации, как у Достоевского».) Отвечая на вопрос о том, можно ли действительно, играя роль, перестать быть самим собой, актёр Максим Суханов сказал:
– Время было такое, что люди каждый день проживали в пограничном состоянии. Вот эта «пограничность» и подтолкнула моего героя уйти от себя и полностью раствориться в чужом сознании. Я? Нет, я считаю, что, играя любую роль, нужно оставаться самим собой, даже при очень глубоком погружении в образ. Иначе результат станет диагнозом…
Продюсер Андрей Сигле признался, что «Роль» снимали в непростых условиях.
– Вернее сказать – при острой нехватке средств, – сказал он. – Такая большая историческая картина обошлась нам всего в 1 миллион 800 тысяч евро, это очень жёсткий бюджет. Теперь мы, увы, с трудом продираемся сквозь сетку, забитую американским кино...
Что ещё добавить? Авторы фильма принципиально отказались от цифровых технологий: фильм снят на чёрно-белую плёнку. Снимали в Выборге, Белоруссии, Петербурге. Это очень питерская картина питерского, до мозга костей, режиссёра.
Эльвира Дажунц