Город

Вокзальная монополия

17 сентября

Бизнес бывает прибыльным, сверхприбыльным и – монопольным. Стать монополистом, уподобившись энергетикам, тепловикам или на худой конец метрополитену, – предел мечтаний любой российской компании. А мечты, как известно, иногда сбываются – если за ними стоит соответствующий административный ресурс.

Вот свежий пример, как можно даже на устоявшемся рынке соорудить новую монополию. Компания «Морской фасад», управляющая пассажирским портом на намыве Васильевского острова, просит отдать ей все морские круизные причалы Петербурга – и старый Морской вокзал, и набережные Невы у Благовещенского моста, где тоже швартуются круизные лайнеры, и ещё не построенные пассажирские терминалы порта Бронка.

Интересно, с какой стати она претендует на «чужой каравай»? Какое отношение она имеет к построенным ещё в XIX веке набережным или к ленинградскому морвокзалу? Пока что никакого. Но авторы плана – председатель совета директоров УК «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов и президент компании Серик Жусупов – заверяют, что объединение всех причалов в одних руках (понятно в чьих) позволит избежать «ненужной конкуренции», что послужит к вящей славе Петербурга как морской и круизной столицы. Отдайте всё «Морскому фасаду» – и не будут разные причальные операторы друг у друга корабли переманивать, цены сбивать.

С точки зрения нормальной честной экономики это полная ахинея. С таким же успехом владельцы, к примеру, сети магазинов «Пятёрочка» могут потребовать отдать им в управление – «чтобы избежать ненужной конкуренции» – все магазины Петербурга, а «Строительная компания № 1» – подчинить ей строителей города. Однако УК «Морской фасад» – компания особая. Успехами в бизнесе не блистает – если судить по тем скромным суммам, которые она перечисляет городу за его же новый морской вокзал, – зато имеет весомые административные связи. Круизный туризм в последние годы набрал популярность – пора его финансовые потоки в нужные руки передавать. Но монополия – слово запретное, в приличном обществе его не употребляют. Потому процесс создания «вокзальной монополии» решено деликатно именовать созданием «единого бренда».

Владимир Новиков, редактор отдела экономики
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь