«Шашки» долой!
Из-за высоких налогов легальные таксисты Республики Коми не в состоянии конкурировать с «бомбилами» и всё чаще отказываются от лицензий
Власти Коми намерены выйти в Государственную думу с законодательной инициативой по внесению изменений в некоторые федеральные законы, связанные с деятельностью нелегальных таксистов. Смысл этих поправок сводится к тому, чтобы наконец прищучить «бомбил». Но пока борьба за чистоту перевозок даёт обратный эффект.
А жалоб-то не было
Понять намерения республиканской власти нетрудно. Мне самому в родном Сыктывкаре не раз приходилось пользоваться услугами «бомбил», причём приезжавших по вызову. Никаких личных претензий у меня к ним не было и нет. Они появляются в нужном месте примерно через десять минут после отправления заказа, берут недорого (100 рублей в пределах центральной части города), доставляют в нужное место без каких-либо проблем. Поэтому, даже понимая, что они обкрадывают меня, честного налогоплательщика, тем, что не платят налоги, жаловаться на них не поднимается рука.
И не только у меня одного. Заместитель руководителя службы Республики Коми по лицензированию Владимир Шелест сообщил, что до сих пор к ним не поступало ни одной жалобы от пассажиров на то, что в регионе работают таксисты без лицензии.
Между тем федеральный закон, принятый в апреле 2011 года, обязал частных перевозчиков получать лицензии. И с этого времени официально количество легальных таксистов заметно выросло. По словам Владимира Шелеста, в Коми выдавать их начали с 1 сентября 2011 года, и к 31 августа 2013 года в республике 2538 таксистов получили лицензии. Причём, опять же официально, число легальных перевозчиков растёт: по данным на 1 января 2013 года, их было 2523, то есть на 15 меньше.
А вот сколько таксистов работают без «шашечек», а следовательно без лицензий, никто из должностных лиц ответить не смог. Ещё несколько лет назад сотрудники ГИБДД и налоговой инспекции проводили «контрольные закупки». Вызывали через диспетчерские службы такси и проверяли приехавшего к ним водителя: зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя, имеются ли у него контрольно-кассовый аппарат или бланки строгой отчётности. Как правило, ни один из водителей ничего подобного не имел, и более того, они работали без государственной регистрации.
На пойманных «бомбил» составлялись протоколы, которые передавали мировым судьям, а те за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации приговаривали их к смехотворному штрафу в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Нелегал там правит бал
С тех пор ситуация изменилась. С одной стороны, нынешнее законодательство требует с перевозчиков обязательное получение лицензий, а с другой стороны, поймать нелегалов стало сложнее. Как сообщили в отделе УГИБДД МВД по Сыктывкару, «контрольные закупки» проводить им запретили. А останавливать автомобиль без «шашечек», но с пассажирами у инспекторов нет оснований – может, водитель подвозит своих родных или знакомых. Да и сколько же нужно провести «контрольных закупок», чтобы выявить всех нелегалов?..
Вдобавок ко всему изменилось налоговое законодательство, с 1 января 2013 года увеличилась налоговая нагрузка на малый бизнес, в том числе и на таксистов, и перевозчики стали просто отказываться от лицензий.
– Подумайте сами: минимальное налоговое бремя на легального таксиста составляет примерно 4750 рублей в месяц, а штраф за нелегальный извоз – примерно 5000 рублей. В такой ситуации выбор очевиден, – поясняет президент Ассоциации таксомоторных предприятий Коми Игорь Хвищук. – К тому же сама методика проверки и контроля нелегального извоза довольно сложна. Водитель такси, убрав с себя всю атрибутику – «шашки», цветографическую схему, – для ГИБДД становится незаметен.
По словам бывалого таксиста, всё происходит просто. Сначала в городе один перевозчик уходит в тень. А вечерами он с коллегами за чашкой кофе обсуждает ситуацию:
– Ты закрыл ИП?
– Нет, а что?
– А я закрыл, так выгоднее.
Постепенно всё больше и больше таксистов отказываются от «шашечек», оставаясь при этом совершенно безнаказанными. Поэтому законодательная инициатива властей Коми предполагает внести изменения в часть 2 статьи 12.3 КоАП и увеличить размеры административного штрафа за перевозку пассажиров и багажа легковым транспортом теми, кто не имеет на то разрешения, до 10 тысяч рублей с водителей, 20 тысяч – с должностных и 30 тысяч – с юридических лиц. То есть не облегчить жизнь легальным таксистам, а сделать её невыносимой для «бомбил», что, конечно же, вызывает здоровый скепсис.
– Можно в законодательном порядке всех нелегалов вешать на осинах, но это приведёт лишь к тому, что они будут заниматься тем же самым, но с большей осторожностью, – заявил по этому поводу юрист Коми регионального отделения общественного движения «Опора России» Сергей Изьюров.
Основой теневого рынка такси является служба заказов. Их немало в каждом городе. В Сыктывкаре – два с половиной десятка, десять в Воркуте, столько же в Ухте и шесть в Печоре. И они вовсе не обязаны работать только с легальными таксистами. По словам Игоря Хвищука, они сотрудничают с проверенными людьми на основе договора поручительства.
Спасут драконовские меры?
Авторы законодательной инициативы предлагают установить норму, обязывающую заключать договор возмездного оказания информационных услуг при передаче заказов на перевозку багажа и пассажиров легковыми такси только с юридическим лицом либо с индивидуальным предпринимателем, имеющим разрешение на такого рода деятельность. За нарушение также должно последовать наказание в виде штрафов: 5000 рублей с должностных и 20 000 с юридических лиц.
Когда эта инициатива обсуждалась на заседании президиума Государственного совета Коми, председатель комитета Госсовета РК по социальной политике Михаил Брагин поинтересовался: как службы заказов такси будут обнаруживать водителей, нарушивших данные предписания? Ведь может случиться так, что лицензия у таксиста была, но потом её отобрали или он сам от неё отказался.
– По действующему положению и договорённости с МВД, информация о таксистах, у которых прекращается действие разрешения на перевозку, будет передаваться в ГИБДД, а также размещаться на сайте службы РК по лицензированию, – ответил Владимир Шелест. – А мы будем информировать об этом все службы заказов такси.
Казалось бы, всё верно, только и в этом случае закон можно обойти.
– Современные технологии позволяют содержать диспетчерскую службу где-нибудь в Грузии или Германии, а через интернет передавать заказы хоть в Магадан, хоть в Сыктывкар, – пояснил Игорь Хвищук. – Пока таких международных диспетчерских служб в России нет, но, как только введут новые законы, они тут же появятся. А наши местные позакрываются.
Два года назад проблему нелегальных такси пытались решить одним наскоком. Ничего не вышло, большая часть таксистов до сих пор работает в тени. Второй, нынешний наскок, скорее всего, будет иметь тот же результат. И выход один: решать проблему всем миром. Привлечь общественников, в частности активистов «Национального совета такси» и «Опоры России», сотрудников ГИБДД, полиции, прокуратуры.
Кстати, Ассоциация таксомоторных предприятий Коми уже включилась в системную борьбу с нелегалами, создав общественную организацию «Народный контроль», ставящую своей целью выявление нелегально работающих перевозчиков, фиксирование фактов оказания ими услуг и взаимодействие с правоохранительными органами до принятия решения судом. Может, властям стоит прислушаться к ним, а не придумывать новые драконовские меры?..
прямая речь
Игорь Хвищук, президент Ассоциации таксомоторных предприятий Коми:
– Законодатели примут непродуманные законы и поставят галочку: да, мы боролись – сделали всё, что смогли. У нас законы, к сожалению, пишут без учёта мнения и интересов тех, кто работает в этой сфере. Раньше нас вообще не слушали. Теперь же нас слушают, но не слышат.
Сергей Изьюров, юрист Коми регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»:
– Чтобы решить проблему нелегального извоза, необходимо на уровне федерального законодательства создать максимально лояльные условия для налогообложения таксистов, поставить минимальную ставку налога. И разрешить заниматься извозом вне зависимости от статуса индивидуального предпринимателя. Самый простой пример: люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью через свои подсобные хозяйства, этого статуса не имеют. Надо понимать, эти люди – не источник налоговых пополнений. Индивидуальный извоз, как и подсобные хозяйства, – это решение проблемы самозанятости.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми